Российские школьники, имеющие худшие стартовые условия, стали учиться лучше
В рамках XVIII Апрельской международной научной конференции Институт образования ВШЭ проводит с 11 по 14 апреля международный симпозиум «Оценка эффектов в трансформациях образования». 11 апреля на круглом столе, прошедшем под эгидой Всемирного банка, обсуждался вопрос о динамике образовательных результатов в России и в мире на данных международных мониторингов качества образования.
Лейтмотив симпозиума, посвященного проблемам образования, — оценка эффектов от различных изменений, проведенных в отрасли. «Мы говорим не просто о том, что конкретно нужно изменить, а задаем вопрос: ну хорошо, изменили, и что произошло?» — поясняет научный руководитель Института образования Исак Фрумин. Как обычно на Апрельской конференции, на вопросы отвечают не только российские, но и выдающиеся зарубежные исследователи со всех континентов.
С середины прошлого века во многих странах пытаются повысить качество образования и увеличить его доступность, то есть снизить неравенство учеников из разных социальных групп. Оценить эффективность этих мер можно с помощью международных сравнительных исследований качества образования. Особенно интересны сравнения в динамике: например, что изменилось за то время, пока Россия участвует в одном из самых популярных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Впервые в рамках PISA замеры компетенций 15-летних российских школьников были сделаны в начале 2000-х годов, а самые свежие результаты получены в 2015 году. Значительно улучшились результаты по математике и читательской грамотности, есть небольшой прирост по естествознанию. В целом Россия неплохо выглядит по сравнению со странами Европы. И теперь важны рекомендации: как сохранить успех и продолжить рост?
«Страны Евросоюза показывают достаточно высокие результаты в международном исследовании PISA. Однако они не так хороши, как могли бы быть с учетом социально-экономического статуса учеников, — отметил Кристиан Аэдо из Всемирного банка. — При этом разрыв в баллах у учеников с разным социально-экономическим бэкграундом в разных странах различается. Например, во Франции и Болгарии разница между учениками из малообеспеченных и высокообеспеченных семей составляет 2-3 года обучения, в переводе с баллов PISA. Также растет разница в баллах у учеников из города и сельской местности. Поэтому важно обращать внимание на такие факторы высокой успеваемости, как школьный климат, мотивация учащихся, а также учительские практики. Пример Финляндии показывает, что даже учащиеся с низкими результатами в PISA могут получить профессию и быть востребованы на рынке труда, если школа работает с ними индивидуально».
В России исследователи тоже задаются вопросом, как меняются результаты у разных групп учеников в зависимости от их материального положения, места жительства и проч.
Например, исследователи Института образования проанализировали, как меняются результаты в зависимости от наличия высшего образования у матерей школьников (это традиционная характеристика культурного капитала). Доля детей, чьи матери имеют высшее образование, в выборке (чуть более 200 школ, примерно 5 тыс. учеников) с 2003 до 2015 года выросла примерно с одной трети до половины, подчеркнул заведующий Лабораторией анализа образовательной политики ВШЭ Андрей Захаров. При этом, например, по математике результаты растут в основном у детей, у матерей которых высшего образования нет, а дети из семей со значительным культурным капиталом остаются на прежнем уровне.
В России существенную роль играют и внешкольные факторы — прежде всего доступность Интернета и рост популярности социальных сетей, когда дети, живущие в селах, сами осваивают способы работы с информацией
Схожая ситуация и с баллами учеников, живущих в городах-миллионниках и в небольших населенных пунктах. В крупных городах по математике и естествознанию прирост фактически не наблюдается, а в небольших населенных пунктах он налицо. При этом доля матерей с высшим образованием увеличивается во всех населенных пунктах примерно одинаково, а образовательная инфраструктура лучше развита в крупных городах, там также лучше доступ к образовательным ресурсам. «Становится очевидно, что школа смогла «подтянуть хвосты» и помочь детям, находящимся в менее выигрышных условиях, — считает Андрей Захаров.
Участники круглого стола обсудили гипотезы, сформулированные на основе этих выводов. Известно, что родители с высшим образованием всегда активнее вовлечены в обучение своих детей. Но получается, что школа за последние годы не изменила подходы к работе с такими детьми, и это недостаток образовательной политики. Если результаты детей из разных социальных групп сближаются, как школа дальше с ними будет работать, если сейчас не может обеспечить прирост детям с высокими образовательными запросами? Успехи учеников, находящихся в худших стартовых условиях, могут быть связаны с усилением инструментов контроля за качеством образования — ЕГЭ, других стандартизированных тестов, когда школа становится более ответственной за результат, или же с реструктуризацией сети школ в сельской местности.
На государственном уровне успехи российских школьников в PISA принято объяснять успехом проведенных реформ — постепенным переходом на новые стандарты (при том что 15-летние дети в 2015 году по ним еще не учились), введением ЕГЭ, усилением контроля за качеством образования, когда школа становится более ответственной за результат. Подобные объяснения бытуют и в европейских странах — так, участвующий в круглом столе Мацей Якубовски, замминистра образования Польши в 2012-2014 годах, также объяснял рост результатов польских школьников в PISA эффективной государственной политикой (рост автономии школ, изменение принципов финансирования, стандартизированные экзамены для детей и для учителей и проч.).
Но не исключено, что, во всяком случае, в России существенную роль играют и внешкольные факторы — прежде всего доступность Интернета и рост популярности социальных сетей, когда дети малообразованных родителей, живущие, например, в селах, сами осваивают способы работы с информацией, и это помогает им в решении практико-ориентированных задач PISA.
Вам также может быть интересно:
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»
Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.
«Изоляционизм — путь к технологической деградации»
XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.