• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по предпринимательству: жарко и интересно

В июле под Звенигородом работала Вторая Всероссийская Летняя школа «Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение». Об итогах школы рассказал ее руководитель, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, предпринимательство, вообще говоря, занятие весьма практическое. Какую теорию изучали на вашей школе студенты?

— Да, предпринимательство — это практическая деятельность, и ею энергичные и креативные люди занимаются на протяжении столетий. Но только в середине двадцатого века пришло осознание того, что феномен предпринимательства представляет собой весьма сложный и захватывающий предмет научного изучения и осмысления. Как и почему одни люди могут распознать и воспользоваться возможностью для предпринимательского старта, а другие — нет? Почему в обществах с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития наблюдается совершенно разная интенсивность занятий предпринимательством? Какие факторы и причины приводят к предпринимательскому успеху, и все ли здесь зависит только от наличия финансов и благоприятной рыночной конъюнктуры? Как влияют на предпринимательскую активность факторы макро- и мезоуровня, какую роль играет уровень образования и общей культуры? Эти вопросы на протяжении последних десятилетий являются предметом изучения такого междисциплинарного направления, как теория предпринимательства. Прежде всего, вокруг них и строилась программа школы.

— Разве здесь еще остаются секреты?

— Безусловно, здесь еще многое не изучено, и каждый новый год деятельности проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), участником которого является Вышка в лице Лаборатории социологических исследований, это подтверждает. Появляются все новые эмпирические данные, которые подчас опровергают стереотипные представления. Например, обнаружилось, что кризис отнюдь не привел к общему снижению предпринимательской активности россиян, хотя и повлиял на структуру мотивации, которая подвигла новичков начать собственное дело. К тому же оказалось, что вовсе не в мегаполисах, а в селах и малых городах интенсивнее всего реализуется предпринимательский потенциал населения. И это лишь малая часть подобных примеров.

— Но ведь этой тематикой работа школы не исчерпывалась?

— Конечно, нет. Работа школы строилась вокруг трех основных тематических линий — теории предпринимательства, методов изучения предпринимательства, а также реального развития предпринимательства в России и механизмов содействия этому со стороны общественных институтов и государства. Соответственно, каждая из смысловых линий поддерживалась несколькими лекциями профессоров Вышки и приглашенных экспертов. Среди них – заместитель заведующего кафедрой статистики Высшей школы экономики Ольга Образцова и доцент кафедры экономической социологии Татьяна Алимова, профессор кафедры экономической социологии Дмитрий Молчанов и ординарный профессор Татьяна Долгопятова, профессор Финакадемии Андрей Юданов и ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Борис Кузнецов.

— Как строился рабочий день школы?

Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— Начиналось все с обязательного утреннего купания в бассейне или реке, потому что было уже довольно жарко… Кроме этого в программу работы школы ежедневно входили лекции, а также несколько часов индивидуальных презентаций, а вечером — подготовка итоговой групповой презентации в рамках одной из трех минигрупп, на которые были разбиты участники. Таким образом обеспечивалось не только накопление знаний, но и шлифовка навыков индивидуальной и групповой исследовательской работы.

— Как формировались рабочие группы?

— В основном, исходя из исследовательской тематики работ самих участников. Мы внимательно изучили заявки на стадии отбора. Естественно, они проходили конкурс, правда, в этом году он был менее «ожесточенным», чем в прошлом, тогда на одно место претендовало в среднем три человека, сейчас — два. Участвовали в нем не только студенты и аспиранты Вышки, но и представители более чем десяти городов России и Украины. В итоге мы отобрали 27 человек, из которых 15 — вышкинцы.

— Каких результатов, на ваш взгляд, удалось добиться за неделю работы школы?

— Я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, мы провели «аудит» состояния изучения предпринимательства в университетах России и помогли студентам из региональных вузов примерить на себя современную тематику и методику исследований предпринимательства. Во-вторых, мы содействовали формированию неформальной сети молодых исследователей, которых привлекает данная проблематика — разъехавшись, они не потеряют друг друга из вида, будут советоваться, обмениваться информацией. Такое общение очень важно в нашей огромной и пока еще слабо информатизированной стране, — я имею в виду доступность новейшей периодики, информации о профильных конференциях и тому подобные вещи.

Но я бы не хотел ограничиваться только своей точкой зрения, поэтому сошлюсь на мнения участников школы, которые они выразили в анкетах, заполненных по ее итогам. Все они, включая студентов МГУ, Финансовой академии и других известных вузов, высоко оценили лекционную часть, общий дух нацеленности на серьезную исследовательскую работу, групповые «мозговые штурмы». А, например, украинский участник, студент из Донецка, отметил, что процессы, которые происходят в экономиках наших стран, сходны и имеют одинаковую природу, поэтому им интересно было познакомиться с исследованиями, которые проводит один из ведущих экономических вузов России.

Доктор Йоланда Хессельс, ведущий исследователь Института менеджмента Университета Эразма Роттердамского, которая провела мастер-класс об использовании данных GEM в изучении экономической динамики обществ, оценивала студенческие презентации по итогам исследовательских циклов прошлых лет. Так вот она даже высказала сожаление, что в Нидерландах — одном из лидеров в области исследований предпринимательства — подобной практики участия студентов в крупных международных проектах нет.

— Удалось ли составить планы проведения новых летних школ?

Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— В следующем году мы хотим вывести летнюю школу на международный уровень и сейчас ведем соответствующие переговоры с Университетом Твенте. Если все получится, как задумано, то еще через год попробуем стать инициаторами общеевропейской летней школы по теории предпринимательства для студентов. Вообще школа уже переросла формат «художественной самодеятельности». Пора, наконец, исходя из представленной концепции, не просто решать вопрос о ее финансировании, хотя это, разумеется, безумно важно, и все участники школы были очень благодарны Вышке за такую инициативу — студенты ряда ведущих российских вузов с унынием говорили о том, что в их университетах ничего подобного и близко нет. Но пора и подумать над возможностью давать студентам-участникам школы определенное количество кредитов, причем, чем младше курс, тем выше может быть оценка трудоемкости и полезности для данного участника. Так, мне кажется, летние школы будут восприниматься студентами не просто как полезное хобби, но как полноправная часть учебного процесса. Наконец, нужно и труд преподавателей оценивать соответствующим образом, включая участие в подготовке и проведении школ в учебную нагрузку. Сколько уже сказано об энтузиазме вышкинских преподавателей, но на одном энтузиазме невозможно строить регулярную деятельность…

Есть и другая проблема. Если мы переведем нашу школу в международный формат, то студентам из других вузов трудно будет в ней участвовать — и по языковым соображениям, и по финансовым. Приобретя в одном — возможности международного бенчмарка — мы можем потерять в другом, в возможности продвижения передовых подходов и методов изучения предпринимательства в российском университетском сообществе. Организовывать же две летние школы слишком накладно. В общем, будем искать выход из этой ситуации.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Материалы летней школы

Деловой климат в России

Социо-культурные факторы развития предпринимательства - Феномен инновационного предпринимательства - GEM: возможности эмпирических исследований предпринимательства

Предпринимательство в смутные времена

Поддержка МСП в условиях кризиса - федеральная программа Правительства РФ и ход ее реализации

Статистические методы в изучении предпринимательства

Акционерная собственность и корпоративное управление: возможности эмпирического анализа

The use of GEM data for analyzing the relationship between entrepreneurship and economic growth

Российские газели (что с ними произошло в условиях кризиса и годятся ли они в герои модернизации)

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху

Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.