Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Исследователь
На втором курсе факультета социальных наук я устроился на работу в Фонд «Общественное мнение». В ФОМ я составлял анкеты для опросов, взаимодействовал со СМИ и помогал своей руководительнице Катерине Кожевиной организовывать ФОМ-ЛАБС — образовательный проект для студентов-социологов московских университетов. Нашей целью было показать студентам, что профессия социолога включает в себя не только строго академические исследования. Фотография, документальный театр, кинодокументалистика могут быть инструментами исследования социальной реальности. ФОМ-ЛАБС стал моим первым опытом образовательного менеджмента.
Опыт репетиторства
Репетитором я стал ещё на первом курсе по совету друга. Вел русский язык у ребят 6-7 класса, помогал им разобраться со школьной программой. Русский язык давался мне легко, моя бабушка — учитель русского языка с 40-летним стажем. Я старался учить так, как учили меня — чтобы было интересно, искал запоминающиеся примеры и ассоциации. Первый ученик занимался футболом, и мы с ним постоянно разбирали правила, используя спортивные метафоры. Постепенно я вовлекся, мне все больше и больше нравилось преподавать. Меня зажигало, когда ребята после моих объяснений понимали сложный материал. Тогда я решился на преподавание обществознания и начал готовить учеников к ЕГЭ и олимпиадам школьников.
65% учеников сдали обществознание более чем на 80 баллов
Чтобы улучшать мастерство, я пробовал себя в разных форматах преподавания. Вел курсы по социологии для участников всероссийских олимпиад школьников в Центре Педагогического мастерства, вел онлайн-занятия, объяснял сложные понятия социологии 8-летним детям в «Университете детей».
В 2012 году я устроился на работу в крупнейшую в стране федеральную сеть образовательных центров, которая готовит школьников к ЕГЭ. Увидев изнутри, как работает система подготовки школьников, я понял её недостатки. В тот момент у меня родилась главная в моей жизни мечта — создать собственный образовательный центр, в котором ученики смогут получать лучшие в стране занятия. Через 3,5 года мне удалось исполнить мечту.
LUDI и система перевернутого класса
Весной 2015 года я познакомился с выпускником МГУ Ильей Созонтовым. Через полчаса первой встречи мы поняли, что у нас одинаковые цели и ценности. Тогда мы начали работать над созданием образовательного центра LUDI. В 2016 году мы выпустили первый поток учеников. 73 школьника доверили нам подготовку. 65% учеников сдали обществознание более чем на 80 баллов. 55% учеников сдали историю более чем на 86 баллов. Ребята поступили на лучшие факультеты ВШЭ, МГУ, МГИМО.
В чем секрет?
Лекционный формат был хорош в Средние века, когда доступ к дорогим книгам имели лишь избранные
Наша система перевернутого класса сильно отличается от занятий в школах и на других курсах. Смысл «перевернутого класса» — поменять местами классную работу и домашнюю. Это позволяет избавиться от скучных лекций и записей под диктовку. Ребята самостоятельно работают с информацией дома, а в классе сосредотачиваются на практической работе.
Лекционный формат был хорош в Средние века, когда доступ к дорогим книгам имели лишь избранные. Сегодня информация в обилии доступна каждому человеку с выходом в интернет. Роль преподавателя как передатчика информации устарела. Современный преподаватель — это менеджер знаний, человек, который организует учебный процесс учеников в классе и дома.
Первое знакомство с материалом ученик LUDI делает самостоятельно. За неделю до занятия ученики получают ссылку на учебник в электронном формате, который они должны законспектировать к занятию. (Чтобы учебник был интереснее, наша коллега Ася Нисенбаум создает иллюстрации, главные герои которых — медведики и львята. Например, иллюстрация к понятию «вертикальная социальная мобильность» — один львенок-гитарист играет в переходе, второй львенок-гитарист — рок-звезда на сцене)
Львята, иллюстрирующие вертикальную мобильность
В дополнение к учебнику ребята получают набор ссылок на материалы из разнообразных источников («Постнаука», «Арзамас», «Дилетант», «Теории и практики», «Русский репортер» и прочие медиа). Работая с этими материалами, ученик погружается в контекст изучаемой темы. Изучая безработицу, ученик узнаёт об истории Великой Депрессии из материала Постнауки. После чего смотрит фотогалерею «Коммерсанта», чтобы своими глазами увидеть описанные события и прочувствовать изучаемые понятия.
В классе мы проверяем, насколько хорошо человек проработал материал дома, задаем вопросы по учебнику и по ссылкам. На занятиях мы много решаем задания ЕГЭ разных форматов и сложные задания олимпиад — но это не единственная часть работы. Обсуждаем проблемы, которые ставит перед учеником учебный материал, организуем дискуссии. Например, ученики спорят — что лучше, социальное государство с высокими налогами и уровнем общественных благ или минимальное государство с низкими налогами, но в котором ты решаешь свои проблемы самостоятельно. Через подобные дискуссии ученики учатся аргументировано отстаивать точку зрения, что поможет им как в эссе на ЕГЭ, так и в жизни.
ЕГЭ и регионы
Я сам сдавал ЕГЭ, и мне нравится, что в нашей стране именно такой формат вступительных испытаний. Замечательно, что поступление в вуз не зависит от субъективности вузовского преподавателя. Школьники из регионов имеют такие же шансы поступить в хорошие вузы, как ребята из элитных московских школ. После просьб школьников из других регионов России, мы решили запустить собственные онлайн-курсы по истории и обществознанию в новом учебном году.
О репетиторах и качестве образовательных услуг
Как работает большая часть репетиторов и преподавателей образовательных центров? Худшие тупо зачитывают материал из учебника. Кто чуть дольше работает — дает алгоритмы, просит заучить и обещает ученику, что все будет хорошо. Но если усложнить задание, вывести за пределы алгоритма, ученик такого преподавателя не справится с выполнением. В этом году на ЕГЭ по истории многие задания оказались на порядок сложнее, чем в предварительных вариантах. И я рад, что наши ребята достойно справились с этим вызовом за счет широкого контекста, который мы даем им в домашнем задании через дополнительные ссылки и в классе через сложные задания.
Меня раздражает, что люди позволяют себе годами репетиторствовать и не задумываться о качестве, о разнообразии методов
Занятия большинства репетиторов — скучные и неэффективные. К нам в середине года приходили школьники, которые занимались несколько месяцев с профессорами из университетов за огромные деньги. При этом ребят не научили нужным для ЕГЭ навыкам — анализа текста, работы с картой, обоснования своей позиции. Меня раздражает, что люди позволяют себе годами репетиторствовать и не задумываться о качестве, о разнообразии методов. Зачем заставлять школьника зубрить определения политических идеологий? Можно предложить ученику задание, которое поможет понять суть явления — например, попросить «примерить очки» идеологии и прочитать одну и ту же новость глазами либерала, социалиста, консерватора.
Андрей Гречко с учениками во время занятия
Развитие
Первый год работы LUDI мы преподавали с Ильёй вдвоем. Убедившись в эффективности «перевернутого класса», мы запустили процесс набора команды преподавателей. Только за первую неделю к нам поступило 60 заявок. Для нас крайне важно отобрать людей, которые разделяют наши ценности, стремятся дать ученикам занятия отличного качества и высокие баллы. Мы стремимся к росту организации и будем набирать людей для управленческих задач — маркетинга, пиара, найма людей и разработки продуктов.
С нового учебного года мы добавим к курсам по истории обществознанию курсы по русскому языку, в будущем планируем запустить курсы по математике. «Перевернутый класс» как идея возник у двух учителей химии, систему можно применять в любых учебных дисциплинах.
Управление временем
Кроме занятий по предметам, мы учим учеников справляться с большим объемом задач, успевать жить и учиться. Soft skills — это навыки XXI века, необходимые человеку любой профессии и любого возраста для того, чтобы управлять своим временем и волей.
Нет гуманитариев и технарей, нет жаворонков и сов, нет отличников и троечников, есть люди, которые делают, и люди, которые не делают
Мы стремимся донести идею о важности soft skills до как можно большего числа школьников. В Лицее ВШЭ и других московских школах мы проводили и будем проводить семинары по soft skills для учеников старших классов.
Как сделать обучение интересным?
Существуют простые правила, которые помогут любому, кто выступает в роли ученика, лучше освоить новые знания:
Первое — связывайте получаемые знания со своей жизнью. Научитесь видеть в прохожих — представителей определённого класса, в покупке кофе — экономическую операцию, а в улицах города проявления исторического процесса.
Второе — ищите связь со значимыми для вас образами и историями. Мы это делаем через ссылки в домашнем задании и посты в социальных сетях. Однажды мы выложили треки нового альбома рэпера Оксимирона и предложили школьникам несколько вопросов, позволяющих проанализировать альбом с точки зрения понятий обществознания. Пост собрал 1000 репостов и 10 000 лайков восторженных школьников.
И третье, самое главное — снимите с себя все ярлыки, которые привыкли вешать. «Я не выучу математику, мне это не дано», «я сова, я не могу вставать по утрам». Когда мы открывали образовательный центр, за месяц до запуска я понял, что в сентябре нужно будет вставать рано утром, будет большой объем задач, и я не могу долго спать, как я люблю. За неделю я стал жаворонком — с удовольствием и радостью вставал даже до будильника. Если человеку надо, он всегда сделает, нужно просто говорить себе — надо. Нет гуманитариев и технарей, нет жаворонков и сов, нет отличников и троечников, есть люди, которые делают, и люди, которые не делают.
Многие школьники не верят в свои силы. В школе или дома их убедили, что они ничего не могут. Я верю, что любой человек может выучить любой материал и научиться любым навыкам, если приложит усилия. Среди наших учеников есть ребята, на которых школьные учителя махнули рукой, но они поставили себе цель и блестяще сдали ЕГЭ.
Вам также может быть интересно:
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.
В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.
Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык
В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
В медицинские вузы идут лучшие абитуриенты, а инженерные специальности по-прежнему не в моде
29 октября заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представили ежегодный мониторинг качества приема в российские вузы, проведенный Высшей школой экономики и Минобрнауки России в партнерстве с МИА «Россия сегодня» и Общественной палатой РФ. Вот некоторые выводы по результатам исследования.