• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без притока капитала ускорение экономики невозможно

Для достижения 5%-го роста ВВП необходимо сосредоточиться на трех направлениях экономической политики: создать стимулы для ускорения роста экспорта, условия для увеличения притока капитала и развивать импортозамещение. Доклад Е. Гурвича и И. Прилепского на XIV Апрельской международной конференции ВШЭ.

Мировая экономика остается беспокойной. Международный финансовый кризис 2008-2009 гг., очевидно, еще не завершен. Одним из самых острых остается вопрос о внешней устойчивости российской экономики. Внешние дисбалансы могут нести в себе опасность серьезного валютного кризиса в стране, утверждают в своей работе «Анализ механизмов внешней адаптации российской экономики» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и эксперт Экономической экспертной группы Илья Прилепский.

Через анализ механизмов, за счет которых происходила адаптация счета текущих операций к постоянно испытываемым нашей экономикой внешним шокам, авторы попытались ответить на вопрос: каковы должны быть меры экономической политики, способные смягчить последствия таких шоков.

Они также попытались определить, может ли наша экономика столкнуться с проблемой избыточного дефицита внешнего счета. По этому поводу высказываются разные мнения: от предсказания неизбежного кризиса до убежденности, что использование режима плавающего курса надежно защищает от формирования дисбалансов.

 

Меньше импорта, меньше шоков

Анализ мирового опыта показывает, что для разных стран характерны существенно различающиеся механизмы устранения внешних дисбалансов. В некоторых случаях адаптация обеспечивается за счет коррекции реального обменного курса, повышающего конкурентоспособность экономики, благодаря чему увеличивается экспорт и сокращается импорт. В других случаях основным механизмом может служить снижение импорта за счет сокращения внутреннего спроса — так называемый «внутренний» механизм. Наконец, третий вариант предусматривает использование обоих механизмов. «Преобладание того или иного способа адаптации внешнего счета зависит от того, насколько чувствительны экспорт и импорт к изменению параметров, от которых они зависят», — утверждают авторы доклада.

Прежде всего, Гурвич и Прилепский изучили реакцию российской экономики на шоки нефтяных цен. Они установили, что, в текущих условиях увеличение цен на нефть на 1% приводит к увеличению нефтегазового экспорта на 3,4 млрд долларов. Соответственно, снижение цен на 1% приводит к аналогичному снижению экспорта. Общее влияние нефтяного шока на сальдо текущего счета заключается в его росте либо снижении на 1 млрд долларов, т.е. полный размер адаптации составляет 2,4 млрд долларов.

Применение всех трех вышеперечисленных механизмов устранения внешних дисбалансов показало, что наиболее эффективным для России является «внутренний механизм», то есть, снижение импорта за счет сокращения внутреннего спроса.

«За счет изменения импорта адаптация происходит почти полностью (на 91,7%). Во многом причина состоит в неэластичности нефтегазового экспорта по отношению к реальному обменному курсу», — отмечают авторы доклада. При этом, подчеркивают они, «для смешанной модели адаптации, характерной для России, гибкость обменного курса лишь частично обеспечивает адаптацию к внешним шокам, основная же часть адаптации происходит за счет изменения внутреннего спроса и, тем самым, производства. При внутренней и смешанной адаптации положительные либо отрицательные шоки условий торговли влекут за собой существенное расширение либо сокращение производства».

 

Не экспортом единым

Разовым изменением нефтяных цен внешние шоки для России не исчерпываются. Вторым шагом в исследовании Гурвича и Прилепского стало изучение мер внешней адаптации при несбалансированном развитии экономики страны, когда импорт и экспорт растут с разной скоростью. Соответствующие дисбалансы могут сильно увеличиться и в результате ответных мер на изменение нефтяных цен. Авторы исследования выяснили, что в тех случаях, когда адаптация происходит за счет «внутреннего» либо «смешанного» механизма, она может накладывать ограничения на темпы роста экономики.

Эмпирическая проверка выполнения закона Терлволла (зависимость роста экономики от роста экспорта и эластичности импорта) дала ученым возможность утверждать, что при росте экспорта в 5,1%, рост ВВП в среднем не будет превышать 3,4%. Таким образом, делают вывод авторы доклада, усилия по ускорению роста российской экономики не могут исчерпываться одним лишь изменением импорта и экспорта. Должны в обязательном порядке использоваться дополнительные меры развития.

 

Без капитала не обойтись

Третьим риском для российской экономики (также важным ограничением) является ограничение платежного баланса, которое в будущем может стать препятствием для достижения намеченных правительством целей по обеспечению 5%-го роста ВВП. Для того, чтобы справиться с этим риском, по мнению Гурвича и Прилепского, необходимо принять целую совокупность мер: создать стимулы для ускорения роста экспорта, условия для увеличения притока капитала и развивать импортзамещение.

«По итогам 2012 года, чистый приток капитала в российскую экономику был отрицательным и составил -56,8 млрд долларов (-2,8% ВВП, -9,6% экспорта). В случае, если к 2020 г. удастся обеспечить рост притока капитала до 3% ВВП (что приблизительно отвечает стабильной чистой внешней позиции), то, ежегодный выигрыш в росте может достигать 1,9%. Впрочем, реализация подобного оптимистичного сценария требует качественного повышения привлекательности российской экономики для долгосрочного капитала (прежде всего, прямых инвестиций как наиболее стабильной и в наибольшей степени стимулирующей рост его компоненты), что подразумевает разработку новых мер, направленных на улучшение инвестиционного климата», — делают вывод авторы доклада.

Вам также может быть интересно:

Open Air для будущих международников: стажировки в Африке, мобильность в Бразилии

В начале июля во внутреннем дворике на Малой Ордынке, где располагается факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, состоялся Open Air — ежегодный фестиваль образовательных программ бакалавриата #мирового_факультета. Как всегда, гости в расслабленной летней атмосфере общались с руководством факультета, преподавателями, студентами и выпускниками. Китайские иероглифы под мороженое, оригами и фотосессии, португальские десерты и корейские сувениры, турецкие сладости и африканские стикеры — только малая часть того, что попробовали или выиграли гости, продемонстрировав знания о том, как устроен мир.

Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века

С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.