Поддержать и удержать: какие меры нужны для того, чтобы молодые ученые оставались работать в России
Молодые исследователи продолжают уезжать из России, несмотря на существенные усилия правительства по развитию научной сферы и образования. Чтобы изменить ситуацию, нужен комплекс мер для поддержки карьеры ученого, начиная со студенческой скамьи и аспирантуры. О том, как остановить «утечку мозгов» говорили участники парламентских слушаний в Совете Федерации.
Совет Федерации 13 мая провел парламентские слушания «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста». В дискуссии приняли участие: председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков, президент РАН Александр Сергеев, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и другие представители сферы образования и органов госвласти.
Валентина Матвиенко, открывая слушания, отметила, что перед отечественными учеными поставлена четкая и достижимая цель: обеспечить присутствие России в десятке стран-лидеров по объему научных исследований и разработок. Государство планирует выделить на научные исследования 1,7 трлн рублей до 2024 года и вместе с обществом ожидает отдачи от этих вложений. По ее мнению, важно изменить нынешнюю модель финансирования науки, когда около 70% средств на ее развитие выделяет государство.
Важно сосредоточить усилия в прорывных отраслях, в частности, биологическая безопасность, фармацевтика, энергетика, в том числе атомная, сельское хозяйство, экология.
Для развития науки необходимо остановить утечку мозгов, вернуть отечественных ученых, работающих за границей и привлекать иностранных исследователей. Ни визовые, ни бюрократические препятствия не должны мешать ученым, которые хотят делать науку в России.
Для ученых, которые хотят делать науку здесь, в России, мы тем более должны постараться обеспечить беспрепятственный «зеленый коридор»
Председатель Совета Федерации подчеркнула также необходимость восстановления аспирантуры как института подготовки научных кадров, важность защиты диссертации как основного критерия окончания аспирантуры. Сенаторами совместно с правительством, представителями науки готовится законопроект о молодых ученых: «Здесь наша главная задача – не потерять те меры поддержки, которые уже действуют сегодня, и продумать новые, например, в части обязательного предоставления служебного жилья или льготной ипотеки». Для развития науки, по мнению Валентины Матвиенко также важна популяризация ее достижений, повышение престижа профессии ученого.
Президент Российской академии наук академик Александр Сергеев, отметил, что от ситуации в науке во многом зависит технологическое развитие России. Сейчас, когда мировая экономика перешла на новые рельсы, заметен рост реинвестиций средств в науку. Отечественная наука находится на первых этапах выполнения национальных проектов, формирует подходы для выполнения национальных целей 2030 года. Однако ее кадровый потенциал вызывает беспокойство из-за изменений в качественном и количественном составе.
По числу исследователей Россия за последние годы опустились с четвертого место на шестое, пропустив Германию и Корею, а по отношению численности исследователей к населению вообще находится на 20-м месте. Пока наука не является драйвером развития отечественной экономики.
Кадровые проблемы могут углубиться из-за недостатков в системе подготовки ученых. За последние 5 лет, по словам Александра Сергеева, число ученых со степенями сократилось на 10%, количество защит кандидатских диссертаций сократилось с 21 тыс. в 2012 году до 9 тыс. в 2019-м. Возможно, ситуация исправится после восстановления института научной аспирантуры. Но для роста конкурса в аспирантуру необходим иной уровень обеспечения обучающихся, нынешний уровень стипендий неприемлемо низок. Важно также улучшение академического сопровождения талантливой молодежи, чтобы она не уходила с научной траектории.
По мнению президента РАН, при ограниченных инвестициях в экономику важны вложения в человеческий капитал и кадры высшей квалификации. При этом они должны быть сосредоточены на критически важных специальностях, в частности, биомедицине и новой энергетике. Надежды на улучшение ситуации в науке он связывает со стремлением части компаний, заинтересованных в технологическом развитии вкладывать средства в научные исследования, развитие университетов и подготовку кадров высшей квалификации.
Работа совместно с ведущими компаниями по превращению знаний в технологии Александр Сергеев назвал важнейшей задачей РАН. Для увеличения инвестиций в науку со стороны бизнеса необходимо создание единой инновационной системы, организацией которой занимается правительственная комиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.
Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий обратил внимание на развитие научного потенциала отечественных университетов, в которых работают 45 тыс. ученых, обучаются 4 млн студентов и 80 тыс. аспирантов. Он назвал аспирантуру кузницей научных кадров.
В то же время низкие стипендии и необходимость подработок вынуждают аспирантов покидать исследовательскую траекторию
Важным вопросом развития науки и высшего образования Виктор Садовничий назвал возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий, которые позволяют расширять кругозор выпускников, создавать междисциплинарные курсы. Для закрепления таких траекторий необходимы законодательные изменения, позволяющие сохранять за студентом бюджетное место при смене специализации обучения. А главным конкурентным преимуществом российского образования он считает фундаментальность, его потеря резко снизит спрос на него в России и за рубежом.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что на фоне сокращения числа ученых за последнее десятилетие отмечаются и положительные тенденции. В частности, начиная с 2010 года, в 1,5 раза увеличилось число ученых в возрасте от 30 до 39 лет, а в секторе высшего образования количество исследователей выросло на 33%, что во многом связано с решениями государства в сфере науки и образования.
С декабря 2018 года в 170 научных организациях созданы 298 новых лабораторий, в каждой из них заняты не менее 10 исследователей, во многих из них руководителями стали молодые ученые до 39 лет.
Министр рассказал, что для подготовки кадров увеличен прием в аспирантуру до 16,5 тыс. человек в текущем учебном году и до 17,5 тысяч в будущем. Но не менее важно повысить качество подготовки, распространить лучшие практики ведущих университетов в региональные вузы, создать в них хорошие исследовательские коллективы.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обратил внимание участников слушаний, что задача повышения престижа научной карьеры неоднократно ставилась в указах президента, но она пока не решена системно. Сокращение научного потенциала создает угрозы для национальной безопасности и для достижения необходимых темпов экономического развития.
Чтобы изменить ситуацию, необходим комплекс мер для поддержки карьеры ученого, начиная со студенческой скамьи. По его словам, в ходе недавнего опроса студентов бакалавриата и специалитета 15 ведущих университетов, имевших публикации в зарубежных научных журналах, выяснилось, что от 30% до 80% из них уехали за рубеж. «Представляете, какие это потери?», – посетовал он. Ректор Вышки уверен, что Россия должна разработать инструменты, которые позволят поддержать молодые научные таланты и удержать их в России.
Важно также поддерживать научные исследования. Так, в ВШЭ созданы 50 научно-учебных лабораторий и 100 групп, где поддерживаются научные проекты студентов. «Мне кажется, имеет смысл поддерживать внутренние гранты университетов и академических НИИ для формирования чисто молодежных, студенческих научных инициатив. Второе – нужно разработать нормативное и ресурсное обеспечение непрерывной траектории исследовательской магистратуры и магистратуры», – считает Ярослав Кузьминов. В ВШЭ в прошлом году появился трек – 5-летняя исследовательская магистратура-аспирантура, куда брали студентов с уже имеющимися публикациями в научных журналах. Из 200 заявок было отобрано 45 человек, из них 20 предполагали ранее уехать за границу. В будущем учебном годы ВШЭ планирует набор 75 студентов.
Ярослав Кузьминов предложил разработать нормативное и ресурсное обеспечение непрерывной траектории «исследовательская магистратура-аспирантура» с обеспечением обучающихся стипендией на уровне 75% средней заработной платы по региону. Для расширения и радикального повышения эффективности аспирантуры ректор ВШЭ считает необходимым выделить гранты на проведение научного исследования на 10 тыс. аспирантов в год. Эти гранты должны обеспечить доход аспиранта на уровне средней зарплаты по региону и создать условия для международной академической мобильности. Еще одно предложение – софинансирование из федерального бюджета стипендий для молодых учетных, занятых в конкурентных отраслях науки после защиты диссертацией.
Все эти меры необходимы, чтобы удержать отечественных ученых в стране, ведь рынок труда для них имеет сегодня глобальный характер. «Если мы признали его глобальность для футболистов и актеров, давайте признаем его для ученых, в противном случае мы будем готовить кадры молодых ученых для Оксфорда, Массачусетского технологического института и других наших партнеров и конкурентов», – подчеркнул он.
Ректор ВШЭ считает неправильным нынешний порядок финансирования научных разработок, когда ученые должны ежегодно отчитываться о проделанной работе и перейти на пяти-семилетнюю отчетность.
Другой важной мерой стимулирования научных разработок он назвал снижение страховых взносов для научных работников до 14% по примеру IT-сектора
Германия, Великобритания, Венгрия, Франция и Бельгия уже реализовали эти варианты поддержки.
Этот комплекс мер позволит повысить результативность отечественной науки, повысить заметность отечественных ученых в мире, подытожил Ярослав Кузьминов.
Директор Объединенного института ядерных исследований Григорий Трубников отметил необходимость регуляторного маневра в науке. Главным критерием заказа научных исследований должны быть их уникальность, а не минимальная стоимость и срок исполнения, как при закупке техники со склада, отметил он. Ученым можно и нужно доверять. Кроме того, для повышения эффективности науки необходимы регулярные международные контакты.
В слушаниях также приняли участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, замминистра обороны генерал Николай Панков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков, научные сотрудники исследовательских институтов РАН.
Резюмируя дискуссию, Валентина Матвиенко сказала, что верхняя палата парламента учтет предложения, высказанные на слушаниях, и разработает рекомендации, необходимые для развития отечественной науки.