«Почти все наши сотрудники — из Вышки»
Марк Шафир окончил факультет социологии ВШЭ, работал в компаниях Comcon, МАСМИ и Ipsos Russia, а в 2007 году вместе с партнерами создал исследовательскую компанию «Радар». Одновременно он ведет курс по анализу данных в магистратуре ВШЭ.
— Марк, почему вы в свое время решили поступать в ВШЭ? И почему — именно на социологический факультет?
— В Высшую школу экономики я решил поступать задолго до окончания школы. Еще в девятом классе мы с отцом узнали о ВШЭ, слушая, кажется, «Эхо Москвы». Сходили на день открытых дверей — нам все понравилось. А почему выбрал социологию? В девятом классе хотелось чего-то на стыке психологии и экономики — социология тогда соответствовала этим моим представлениям, а еще хотелось, чтобы сразу можно было пойти работать. Я понимал, что эта профессия востребована, уже тогда слышал о таких компаниях, как Comcon и TNS. Любопытно, что на первых курсах я даже хотел заниматься чем-то теоретическим — вроде социологии культуры.
— Кто из преподавателей, которых вы встретили в Вышке, оказал на вас наибольшее влияние?
— Я учился у многих хороших преподавателей, но, конечно, самое большое впечатление на меня — да и, думаю, на всех выпускников того времени — произвел первый декан факультета социологии Александр Олегович Крыштановский. Светлая ему память... За то время, что он был с нами, он успел дать очень многое. На первом курсе у него была вводная лекция, а со второго начинался курс по анализу данных. Лекции по нему Александр Олегович всегда читал лично, но нам повезло попасть к нему же и на семинары. Занятия с ним продолжились и на третьем, и на четвертом курсах. Это, конечно, было потрясающе.
— Как складывалась ваша карьера после окончания ВШЭ?
Я учился у многих хороших преподавателей, но, конечно, самое большое впечатление на меня — да и, думаю, на всех выпускников того времени — произвел первый декан факультета социологии Александр Олегович Крыштановский.
— Я работал в трех компаниях: Comcon, МАСМИ и Ipsos Russia. Начал уже на третьем курсе, никаких проблем с трудоустройством не было — набрал на первом попавшемся сайте по поиску работы аббревиатуру «SPSS» (это компьютерный статистический пакет для анализа данных), посмотрел вакансии, отправил резюме. Меня сразу же пригласили на собеседование в Comcon и на следующий день сделали предложение о работе.
Пройдя в Comcon «стандартный» путь от ассистента до руководителя проектов, я перешел в компанию МАСМИ на должность старшего руководителя проектов. Эта позиция предполагает, что у тебя появляются ассистенты и ты уже управляешь группой сотрудников. Появляется и определенная финансовая ответственность: нужно продавать услуги компании, привлекать клиентов. Проработав полгода в МАСМИ, я перешел в Ipsos Russia на аналогичную позицию, но там была еще более высокая ответственность, более серьезные клиенты и, естественно, более весомая зарплата. В Ipsos я проработал около года и в июне 2007 года окончательно ушел в собственный бизнес.
— Почему вы решили создать свою компанию?
— Дело в том, что во время работы в крупных компаниях я всегда подмечал моменты, требующие улучшения. С первого же дня после трудоустройства мне начали бросаться в глаза вещи, которые мне не очень нравились и, как мне казалось, не очень нравились клиентам. Тем не менее никто не спешил что-то менять: все следовали устоявшимся стандартам, использовали определенные слайды и виды анализа данных. Я же всегда хотел большего — хотел применять в работе весь арсенал методов анализа данных, которым учился. И понял: это и будет моим конкурентным преимуществом. Во многом это и было фактором, подтолкнувшим меня к созданию своей компании.
Еще в 2001 году я познакомился с Александром Земсковым, сейчас он исполнительный директор «Радара». Он тоже выпускник факультета социологии ВШЭ, и еще в университете мы решили, что обязательно что-нибудь сделаем вместе. Только первым нашим проектом была музыкальная группа. А поработав в исследовательской сфере, мы пришли к аналогичным идеям — мы поняли, что можем предложить рынку что-то большее и у нас хватит для этого сил.
— Как вы выходили на рынок, с чего начинали?
Мы понимали, что эффективнее будет ездить по клиентам с чем-то готовым, чем говорить: «Мы молодая, динамичная компания, давайте нам заказы». Мы провели за свой счет большое исследование банковского сектора, и оно оказалось достаточно успешным: двое клиентов захотели его приобрести, и еще примерно десять компаний проявили интерес, оценив наши возможности.
— Первым нашим шагом было проведение синдикативного исследования (сразу для нескольких заказчиков). Мы понимали, что эффективнее будет ездить по клиентам с чем-то готовым, чем говорить: «Мы молодая, динамичная компания, давайте нам заказы». Мы провели за свой счет большое исследование банковского сектора, и оно оказалось достаточно успешным: двое клиентов захотели его приобрести, и еще примерно десять компаний проявили интерес, оценив наши возможности. Мы также рассылали и бесплатный демонстрационный отчет — потенциальные заказчики имели возможность оценить наш подход к работе, в том числе пять-шесть достаточно интересных, нестандартных техник анализа данных. Многие спрашивали, можно ли эти техники адаптировать для решения их собственных задач, на что мы, конечно, отвечали утвердительно. Так мы и вышли на рынок. Данный продукт (Finance®Compass) до сих пор пользуется спросом. Сейчас проводится четыре волны исследования в год, начинали же мы с одной волны раз в два года.
Компанию мы официально зарегистрировали в октябре 2007 года. Параллельно с процессом регистрации мы вели исследование, к концу 2007 года у нас был готов первый отчет. В 2008 году мы начали активнее ездить по компаниям, а также провели достаточно успешную клиентскую конференцию, пригласив на нее как действующих клиентов, так и тех, с кем только хотели бы познакомиться. Все это дало достаточно большой приток заказов. Именно после конференции к нам пришли, например, «Росбанк» и «Промсвязьбанк».
— Большинство ваших клиентов и сейчас составляют компании финансового сектора?
— Их около половины. Сейчас мы работаем с такими банками, как ВТБ24, «Альфа-Банк», «Ренессанс Кредит», «Русский Стандарт», «Финансовая группа «Лайф» и другие. Есть и не очень крупные банки, мы с ними тоже активно сотрудничаем. Вторая половина клиентов — это не банки, но тоже представители сферы услуг, например, «ЭР-Телеком», «Ростелеком», Mail.ru Group, Metro Cash&Carry. Что интересно, во многих отделах маркетинга и исследований этих организаций работают выпускники ВШЭ, в том числе наши одногруппники и сокурсники. Таким образом Вышка косвенно помогает нам с клиентами. А с появлением более интересных и крупных заказов мы стали выходить и в регионы.
— Кто сейчас работает в компании «Радар»?
— Сначала нас было двое — я и Александр, — и долгое время все приходилось делать самим. Мы сидели ночами и были готовы к тому, что это будет продолжаться достаточно длительное время. Первоначально у нас был еще один партнер, Павел, отвечавший за полевые работы, но с ним у нас не сложилось: он не дождался момента, когда компания начнет приносить стабильную прибыль, и покинул «Радар». Свой бизнес — вещь все-таки достаточно непредсказуемая, поначалу ты не знаешь, будут ли завтра деньги и заказы. Конечно, первые пару лет были очень тяжелыми — в первую очередь, психологически.
Сейчас нам уже пять с половиной лет, и мы активно развиваемся. Если рынок растет в среднем на десять-пятнадцать процентов в год, то мы — на двести-триста!
Ближе к 2009 году у нас появился еще один участник команды — Константин, наш первый IT-специалист, который начал программировать анкеты (мы стали заниматься онлайн-исследованиями). У нас было следующее распределение обязанностей: я занимался клиентами, отчетами, презентациями, Александр — обработкой данных и организацией финансового процесса, а Константин — программированием. Но по мере увеличения потока заказов нам стали требоваться новые сотрудники.
Осенью 2009 года у нас наконец появился первый нормальный офис (до этого рациональнее и дешевле было работать из дома) и первая полноценная команда, которая целиком состояла из выпускников ВШЭ — моих бывших студентов и однокурсников. К слову, и сейчас, если посмотреть, кто работает в компании, то мы увидим, что все это — Вышка. Есть только одна сотрудница из МГУ, которая занимается качественными исследованиями. В общем вся наша команда — это свои, проверенные, люди.
— Как удается организовать работу постоянно растущей команды? С какими вызовами вы сталкиваетесь?
— Важнейший рывок мы совершили, создав собственную CATI-студию (CATI — это система автоматизированного компьютеризированного телефонного интервью). Теперь у нас уже пять полноценных отделов, в каждом — от двух до восьми сотрудников. Всего в штате компании тридцать человек, помимо них — операторы колл-центра и интервьюеры, которые работают не на зарплате, а на договорной основе. Операторов у нас много, около ста пятидесяти человек, но одновременно в офисе находится примерно двадцать-тридцать, в зависимости от графика и сложности проекта.
Пожалуй, еще один важный совет: если вы в себе уверены, то нужно просто иметь терпение и переждать самое сложное время. Нужно быть готовым сидеть и работать по ночам, круглосуточно, 365 дней в году. Состоявшиеся бизнесмены обычно говорят, что первые года три — самые сложные. И, конечно, нужна хорошая команда, с которой Вышка нам здорово помогла.
Сейчас нам уже пять с половиной лет, и мы активно развиваемся. Если рынок растет в среднем на десять-пятнадцать процентов в год, то мы — на двести-триста! Увеличилась и выручка, и прибыль, и количество сотрудников — сейчас мы располагаемся на двух этажах нашего офисного центра. Но количество штатных сотрудников выросло не слишком сильно — возросла нагрузка на одного сотрудника. «Перебрать» людей тоже опасно, нужно соблюдать определенный баланс между количеством проектов и количеством работников.
— Что вы можете посоветовать тем студентам и выпускникам, которые только собираются начать свое дело?
— Главное — иметь сильную идею и мотивацию. Но нужно и чем-то отличаться от конкурентов. Хороший вариант — когда ты не просто «загорелся» идеей, но и видишь, что и как можно сделать лучше. Пожалуй, еще один важный совет: если вы в себе уверены, то нужно просто иметь терпение и переждать самое сложное время. Нужно быть готовым сидеть и работать по ночам, круглосуточно, 365 дней в году. Состоявшиеся бизнесмены обычно говорят, что первые года три — самые сложные. И, конечно, нужна хорошая команда, с которой Вышка нам здорово помогла.
Никита Крыльников, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».