«Мы действительно становимся исследовательским университетом»
23 сентября в Культурном центре ВШЭ состоялась конференция научных и педагогических работников Высшей школы экономики.
ВИДЕОЗАПИСИ
- Л.И. Якобсон. Доклад «Участие НИУ ВШЭ в работе по обновлению Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.»
- Л.М. Гохберг. Доклад «О развитии научных исследований и инновационной деятельности»
- М.М. Юдкевич. Доклад «Программа фундаментальных исследований»
- И.Д. Фрумин. Доклад «Вышка на фоне других университетов (реализация программы развития НИУ ВШЭ и других ведущих вузов)»
- В.В. Радаев, М.М. Юдкевич. Доклад «Развитие академических инструментов НИУ ВШЭ (академические и преподавательские надбавки, программы повышения квалификации). Итоги конкурса ППС»
- С.Ю. Рощин. Доклад «Новые образовательные стандарты, технологии и методики преподавания». Как работать с LMS. Демонстрация возможностей новой системы»
- А.Т. Шамрин. Доклад «Новые адреса НИУ ВШЭ: ввод новых и реконструкция существующих корпусов Университета»
Евгений Ясин |
О развитии научных исследований и инновационной деятельности в университете рассказал на собрании первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг. Он напомнил собравшимся, что в свое время для Вышки были четко сформулированы две цели: интеграция в международное научное сообщество и работа по актуальным проблемам социально-экономического развития России, включая экспертно-аналитическую деятельность в интересах правительства страны.
Изначально в Программе развития вуза были определены четыре приоритетные направления развития (ПНР): экономика, социология, государственное и муниципальное управление, менеджмент. Однако на сегодня развитие Вышки в целом требует корректировки этого перечня. И такая возможность появилась. По мнению первого проректора, в обновленный перечень ПНР должны войти экономика, социология, корпоративное и государственное управление (объединение двух прежних направлений — «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление»). Есть смысл в выделении в качестве отдельного ПНР бизнес-информатики вкупе с математикой. Пятым направлением может стать «Право и гуманитарные науки».
Леонид Гохберг |
К слову, Вышка за последний год оказывалась среди победителей и в других конкурсах — по кооперации вузов и компаний, по развитию инновационной инфраструктуры. Активно специалисты ВШЭ участвуют в создании технологических платформ, в 2010 году в рамках федеральной целевой программы «Подготовка научных и научно-педагогических кадров для инновационной России» победили 17 проектов, представленных университетом.
Особо Леонид Гохберг обратил внимание на междисциплинарные проекты. Так, над разработкой стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года трудятся специалисты 14 научных подразделений ВШЭ. Аналогичный проект готовится и для Самарской области.
Проблемным назвал первый проректор необоснованно малое количество грантов от внешних грантодателей, привлекаемых для научных разработок. Также определенные сложности связаны с контролем качества проводимых исследований. Впрочем, в Высшей школе экономики научные отчеты уже проверяются на наличие необоснованного самоцитирования.
Стратегия–2020
Второе выступление было посвящено работе экспертных групп по обновлению стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Первый проректор ВШЭ Лев Якобсон в своем выступлении напомнил, что необходимость обновления «Стратегии–2020» возникла в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Окончательный отчет должен быть представлен Правительству России к 1 декабря. Пока же подготовлен 500-страничный промежуточный документ, над которым работали эксперты 21 тематической группы. «Мы не пишем предвыборную программу, не выстраиваем образ желаемого будущего. Мы готовим варианты ответов на те вызовы, которые стоят сейчас перед страной», — так охарактеризовал проводимую работу Лев Якобсон.
Лев Якобсон |
Сейчас промежуточные итоги обсуждаются с членами правительства, а вся информация размещена на сайте «Стратегия–2020» и на специальной странице РИА Новости. Причем, как заметил Лев Якобсон, на сайте публикуются стенограммы всех совещаний и дискуссий без предварительной редакторской правки, так что все желающие могут познакомиться с материалами обсуждений. «Конечно, правительство вправе с какими-то нашими предложениями согласиться, а что-то отвергнуть. Но никогда прежде такой глубокой проработки возможных сценариев социально-экономического развития не было», — заключил первый проректор.
Комментируя работу экспертных групп, профессор кафедры методов сбора социологической информации ВШЭ Дмитрий Шмерлинг, заметил, что привлечение такого большого количества экспертов (активных участников дискуссий было более тысячи человек, а всего так или иначе привлекалось к работе около 7000 специалистов) должно пойти на благо, потому что в результате дискуссий родились сбалансированные предложения. А Евгений Ясин сказал, что готов подписаться под этим документом. «Убежден, что надо выполнить все, что в нем написано», — резюмировал научный руководитель ВШЭ.
Технология науки
О фундаментальных исследованиях в ВШЭ в своем докладе рассказала проректор Мария Юдкевич. В настоящий момент в университете работает Научный фонд и действует Программа фундаментальных исследований. Фонд существует для поддержки индивидуальных и коллективных исследований, поддержки академической мобильности (в том числе аспирантов и студентов), сотрудники фонда также организуют экспертизы заявок на академические надбавки (в этом году, к примеру, для этого привлекались около 200 экспертов, из которых более половины — внешние).
Мария Юдкевич |
Мария Юдкевич напомнила, что на прошлогоднем собрании преподавателей и исследователей ВШЭ поднимался вопрос о порядке поддержки участия в конференциях за рубежом. Критиковалось положение, по которому для поездки на конференцию необходимо было уходить в отпуск. Теперь этого делать не нужно, прежние бюрократические барьеры устранены.
За прошедший год в Высшей школе экономики выросло число научно-учебных лабораторий, теперь их 26. Однако, по замечанию проректора, одна лаборатория по итогам ее работы, закрыта. Кроме того, в этом году создан еще один инструмент вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу — научно-учебные группы. Их особенность в том, что это временные коллективы, которые после реализации какого-то проекта могут прекращать свое существование. Но есть и вариант их трансформации в постоянно действующие лаборатории. Таких научных групп создано девять: шесть в Москве и три в Санкт-Петербурге.
Еще одним нововведением этого года стала организация серии препринтов на английском языке. По словам Марии Юдкевич, первоначальный перечень серий может дополняться в соответствии с необходимостью. Причем для подготовки препринтов сотрудники ВШЭ могут воспользоваться услугами Центра академического письма. Участники конференции были проинформированы о запуске сервера Центра фундаментальных исследований ВШЭ.
Заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева высказала пожелание, чтобы Центр академического письма оказывал поддержку в написании статей не только сотрудникам, но и аспирантам и студентам магистратуры, которые готовят публикации в зарубежных журналах. Профессор Олег Будницкий, директор Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, предложил рассмотреть вопрос о поддержке переводов статей и монографий для публикации за рубежом. Однако такая поддержка, по мнению Марии Юдкевич, тупиковый путь, поскольку в таком случае затраты превышают полезные эффекты, тормозят развитие академических компетенций сотрудников.
«…И приятная новость, связанная с академическими надбавками»
О науке в вузе шла речь и во время второй части конференции, которая открылась докладами Марии Юдкевич и первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, рассказавших о целях и инструментах академического развития университета. К числу целей относятся, прежде всего, обеспечение высоких международных стандартов преподавания, развитие исследовательской и проектной деятельности и интеграция в международное профессиональное сообщество.
По словам Вадима Радаева, в прошедшем учебном году сохранилась динамика роста профессорско-преподавательского состава (в Москве этот показатель приблизился к двум тысячам человек), почти две трети из которого имеет ученые степени докторов или кандидатов наук. Также за прошедший год в университете был создан новый факультет филологии, образован факультет медикоммуникаций, открыт новый экономический бакалавриат (совместно с Российской экономической школой), два новых направления подготовки («История» и «Политология») появились на факультете менеджмента в Пермском филиале ВШЭ. Продолжила развиваться и магистратура: были созданы 15 новых магистерских программ, в том числе пять — в филиалах Вышки. «Мы не всегда отдаем себе отчет, насколько мы большие и как быстро растем», — заметил первый проректор.
Отметил Вадим Радаев и появление в университете «нового движения — факультета без кафедр». «Истории здесь разные, — продолжил он. — Например, на факультете филологии нет кафедр, но есть две программы, на факультете медиакоммуникаций нет кафедр, но есть департаменты, ликвидированы кафедры на факультете математики, за исключением базовой кафедры Института математики РАН. Еще раньше на факультете мировой экономики и мировой политики был проведен эксперимент по изменению функций кафедр. Здесь есть о чем подумать, посмотреть, что у коллег получается».
Вадим Радаев |
Вышка продолжает совершенствовать систему академических и преподавательских надбавок. Впервые были введены надбавки лучшим преподавателям университета, имена которых определялись студентами в ходе июньских выборов, а также в ходе опроса выпускников. Начисление таких надбавок началось с 1 сентября. Тему поощрения преподавателей и исследователей ВШЭ продолжила Мария Юдкевич. Она обратила внимание на стабильно увеличивающееся количество заявок, подаваемых на академические надбавки каждого из трех уровней. Количество присужденных надбавок также выросло, причем наиболее значительно (в два раза) за публикации в зарубежных реферируемых журналах.
«Ну, и самая приятная новость, связанная с академическими надбавками, заключается в том, что с 1 сентября их размер увеличен в полтора раза, — проинформировала коллег Мария Юдкевич. — Надбавка первого уровня увеличена до 30 тысяч рублей, надбавки второго и третьего уровня — до 60 тысяч рублей».
Значительный рост отмечен и в количестве учебных ассистентов. Без учета осеннего конкурса их на новый учебный год уже отобрано больше, чем в 2010/2011 году. А после проведения отбора их число может достичь 300-350 человек, что в полтора раза больше чем год назад. Более чем на четверть увеличилось за год число членов кадрового резерва. Для них предусмотрено несколько специальных программ: конкурсы инициативных образовательных проектов, конкурсы междисциплинарных семинаров, выделение стартовых стимулирующих грантов, организация выездных семинаров и встреч с руководством университета. «Однако мы ожидаем, что с 2012 года рост кадрового резерва если не остановится, то сильно затормозится, — предупредила Мария Юдкевич. — Это будет связано с ужесточением критериев первичного отбора в кадровый резерв, а также отбора на второй год пребывания в резерве».
Вадим Радаев рассказал собравшимся о программах повышения квалификации, предлагаемых Вышкой своим преподавателям и сотрудникам. «Число таких программ продолжает расти, и сейчас трудно встретить человека, проработавшего в университете хотя бы год и не побывавшего бы ни на одной программе в качестве участника или преподавателя», — заметил первый проректор. Программы условно можно разделить на три категории: языковые, информационные (например, связанные с обучением работе с внедряемой в Вышке программой Learning Management System) и специальные. Открыты также возможности прохождения зарубежных стажировок по повышению квалификации — за первое полугодие 2011 года зарубежную стажировку прошли 105 человек. Так, в августе группа из 14 преподавателей Вышки, готовящих англоязычные учебные курсы, отправилась на специальную стажировку в Лондонскую школу экономики.
Четыре постоянных конкурса действуют в рамках Фонда образовательных инноваций (ФОИ): преподавание учебных дисциплин на английском языке, преподавание учебных дисциплин в дистанционном режиме, видеозапись лекционных курсов и создание совместных магистерских программ с зарубежными университетами. ФОИ принимает также заявки на конкурсы инициативных разработок, включая «вольную номинацию», на которую, по словам Вадима Радаева, можно заявлять «любую сумасшедшую идею».
Со следующего учебного года изменится схема снижения учебной нагрузки за выполнение административной работы. К числу сотрудников, имеющих на это право, помимо деканов, заведующих кафедрами и их заместителей по учебной работе, добавятся другие заместители деканов, заведующие отделениями и директора департаментов и их заместители, а также руководители магистерских программ. Изменятся и объемы снижения учебной нагрузки. На крупных факультетах (более 80 заполненных ставок ППС) деканы и их заместители по учебе получат право на 50-процентое снижение от норматива нагрузки, другие заместители деканов — на 35-процентное снижение. На малых факультетах эти цифры составят соответственно 35 и 20 процентов; 35-процентное снижение нагрузки будет полагаться руководителям отделений и директорам департаментов, 20-процентное — их заместителям по учебе, 10-процентое — другим их заместителям. На 20-процентное снижение смогут рассчитывать заведующие крупными кафедрами (более 15 заполненных ставок ППС) и руководители магистерских программ. Наконец, 10-процентное снижение получат заведующие малыми кафедрами и по одному заместителю заведующих крупными кафедрами.
«Нужно собраться с силами и совершить рывок»
Исак Фрумин |
Долгое время Высшая школа экономики была по многим показателям в авангарде российского образования. Однако за последние несколько лет ситуация изменилась: образованы федеральные университеты, ведущие вузы получили статус национальных исследовательских. В итоге как минимум 39 университетов конкурируют за лучших выпускников школ.
Анализ показывает, что в образовательной деятельности Высшая школа экономики сохраняет лидирующие позиции: действует двухуровневая модель образования, разработаны собственные оригинальные образовательные стандарты, высока доля магистров среди всех обучающихся. Открыта аспирантура полного дня, однако по показателям работы обычной аспирантуры и докторантуры ВШЭ существенно отстает от многих НИУ. По степени вовлеченности студентов в научную работу Вышка по-прежнему лидер, однако многие вузы изобретают свои или копируют вышкинские инструменты в этой сфере.
Нарастает конкуренция и в кадровой политике вузов. Если еще несколько лет назад лишь в ВШЭ и РЭШ работали преподаватели и исследователи с международного рынка труда, то теперь эта практика распространилась и в других университетах.
По каким параметрам ВШЭ отстает от других ведущих российских вузов? Во-первых, по количеству публикаций в индексируемых изданиях. И хотя, по словам Исака Фрумина, плановый показатель в соответствии с Программой развития ВШЭ как НИУ достигнуты, в реальных цифрах он в два раза ниже, чем в среднем по исследовательским университетам. Отстаем мы и по отношению внебюджетных доходов от научной деятельности к бюджетному финансирования. Правда, это отчасти обусловлено ростом бюджетных ассигнований ВШЭ. Кстати, одним из пожеланий Международного консультативного комитета (МКК) ВШЭ и было то, что необходимо стремиться к снижению зависимости от государственного финансирования. Также эксперты, члены МКК, указывали на необходимость выбора приоритетов в развитии, чтобы не «размазывать» средства по многочисленным направлениям.
Одной из стратегий поведения ВШЭ в условиях растущей конкуренции может быть ставка на качество образования. Но надо, по мнению Исака Фрумина, понимать, что другие вузы тоже не стоят на месте и работают в этом направлении.
В ходе дискуссии по докладу была затронута проблема отсутствия фонда поддержки студенческой мобильности. Небольшие средства для финансирования участия студентов в летних школах и конференциях все же, по словам Марии Юдкевич, у университета есть. Исак Фрумин добавил, что начиная с 2012 года разрешено часть средств на реализацию Программы развития НИУ тратить на эти цели, так что подобный фонд, скорее всего, будет создан в ближайшее время.
«Дальнейшее развитие университета — вопрос первостепенной важности. Мы достигли определенного уровня, а дальше нужно собраться с силами и совершить качественный рывок вперед. Для этого нужны общие усилия всех сотрудников Вышки», — подвел итог обсуждения Евгений Ясин.
Шаблоны нетривиальной учебы
Сергей Рощин |
Он напомнил, что на июньском Ученом совете ВШЭ были приняты шаблон образовательных стандартов для магистратуры и шаблон стандарта профиля в рамках образовательного стандарта для бакалавриата. «Очень важно, что дизайн этих образовательных стандартов выполнен в рамках единого классификатора компетенций и единого классификатора видов профессиональной деятельности, — отметил Сергей Рощин. — Таким образом, у нас появляется возможность сделать образовательные стандарты сопоставимыми и транспарентными». Кроме того, новые шаблоны образовательных стандартов учитывают требования так называемых Дублинских дескрипторов, принятых в рамках Болонского процесса. Также впервые в завершившемся учебном году все выпускники Вышки получили специальное европейское приложение к своим дипломам.
Впрочем, вопрос о соотнесении образовательных и профессиональных стандартов в российской практике остается непростым. «Если вы посмотрите на программу правительства, то одним из ключевых направлений в области регулирования рынка труда является создание новой системы классификаций, — сказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Существующая номенклатура должностей и профессий устарела, и, по всей видимости, будет принята процедура, при которой профессиональный экзамен будет принимать соответствующая профессиональная ассоциация. Человек, сдавший такой экзамен, получит статус профессионала и попадет в базу, что будет неким сигналом для работодателей. В связи с этим возникает относительная независимость образовательных стандартов от профессиональных, но она именно относительная: если большая часть наших выпускников затем не сдаст профессиональный экзамен, мы вряд ли прославимся как учебное заведение».
Но как университет может «доказать сам себе, что он хорошо учит»? По мнению Сергея Рощина, помочь в этом Вышке может внедрение контрольно-измерительных материалов нового поколения, которые были бы «связаны с освоением компетенций, а не знаний тех или иных дисциплин». Работа над ними уже началась. В перспективе на основе этих контрольно-измерительных материалов можно будет перейти к изменению итоговой аттестации (госэкзамена).
Ярослав Кузьминов |
Дискуссию на конференции вызвало новое Положение об организации контроля знаний в части выведения накопительной оценки. Сергей Рощин полагает, что регламент оставляет преподавателям достаточный простор для выведения формулы итоговой оценки, однако, во избежание конфликтных ситуаций, эта формула должна быть открытой и понятной для студентов.
Обсуждение развернулось также вокруг проблемы соблюдения самими студентами правил «честной игры». Ярослав Кузьминов и Вадим Радаев высказались за более решительные действия в отношении студентов, идущих на подлог во время учебного процесса и экзаменов. «Мы должны иметь возможность быстро таких людей выявлять и отсеивать, — считает ректор ВШЭ. — Каждому из нас нужно вырабатывать свои методы, позволяющие определить, кто из студентов пришел, чтобы учиться, а кто — чтобы получить диплом. Должно быть «меню возможностей» организации учебного процесса и проведения экзаменов, потому что написать регламент для каждого преподавателя по каждому предмету невозможно. Но самое главное заключается в том, чтобы мы с вами имели единое представление о том, что списывание, плагиат и другие способы образовательного мошенничества должны не просто осуждаться, а вести к автоматическому отчислению из университета. Мы должны быть последовательны в борьбе против таких явлений».
Завершая свой доклад, Сергей Рощин рассказал об этапах внедрения Learning Management System (LMS), то есть создания единой информационной образовательной интранет-среды в НИУ ВШЭ. На сегодняшний день LMS включает 17300 зарегистрированных пользователей, включая 16440 студентов Вышки (все они получили свои корпоративные почтовые ящики); 70 учебных дисциплин уже активно поддерживаются преподавателями в LMS, а еще семь заявок на разработку дистанционных курсов в LMS получили гранты ФОИ.
Действующая сейчас система LMS позволяет преподавателям и студентам размещать, просматривать и комментировать учебные материалы, выполнять домашние задания и собирать их результаты, обсуждать изучаемые темы в форумах, обмениваться оперативной информацией, вести и просматривать журнал оценок. Зимой планируется соединить личные кабинеты пользователей в LMS с их страницами на портале Вышки и профилями в социальных сетях, а весной — предоставить пользователям возможность проводить вебинары и организовывать совместную работу над учебными материалами по заданию преподавателя. Летом преподаватели смогут выложить в LMS материалы для своих студентов на будущий год. При этом Сергей Рощин подчеркнул, что внедрение LMS не означает переход университета на дистанционное обучение, но расширяет число форм контакта между преподавателями и студентами.
Инфраструктура как таковая
Александр Шамрин |
«Самая высокая активность по развитию инфраструктуры ВШЭ наблюдается в Москве, но в Москве также самая сложная в этом смысле среда», — констатировал Александр Шамрин. Однако определенные подвижки можно ожидать уже в ближайшем будущем. Так, к лету планируется введение в строй учебно-административного корпуса напротив главного здания Вышки на Мясницкой улице. Туда сможет «переехать» факультет прикладной политологии, что позволит несколько «разгрузить» корпус ВШЭ на Кочновском проезде, где сейчас соседствует сразу несколько крупных факультетов Вышки. После завершения капитального ремонта в комплексе на Шаболовской улице смогут разместиться факультеты экономического профиля. Продолжатся работы по обеспечению университетских корпусов беспроводным интернетом, до конца года WiFi появится в комплексе на Хитровке.
В 2012 году планируется начать основные работы по реконструкции комплекса зданий на Покровском бульваре (ее завершение намечено на 2014 год). В ближайшие месяцы примут студентов новые общежития ВШЭ в Одинцовском районе Подмосковья, рассчитанные на 3200 студентов (решение главы администрации района о вводе одного из них — «трилистника» — в эксплуатацию уже получено). Завершается строительство первой очереди учебного центра в Вороново — эта территория, сейчас являющаяся частью Московской области, должна войти в состав Москвы согласно последним решениям правительств двух субъектов РФ.
В Санкт-Петербургском филиале в 2014 году предполагается завершить работы по организации большого учебного комплекса на Васильевском острове, а капитальный ремонт в здании на Кантемировской улице начнется уже в следующем году. Острой остается проблема нехватки мест в общежитиях, но университет рассматривает различные варианты ее решения. Нижегородский филиал ВШЭ в 2010 году получил, по оценке Александра Шамрина, один из наиболее хорошо оснащенных корпусов среди всей инфраструктуры университета (речь идет о здании на улице Родионова), а в нынешнем году заканчивается реконструкция второй очереди другого здания филиала — на Львовской улице, где будут соседствовать учебный корпус, спортзал и общежитие на 210 мест. В Перми ведутся работы по завершению ремонта в зданиях на улице Гагарина. Кроме того, в этом году Пермскому филиалу от муниципалитета были переданы два новых здания, после ремонта которых филиал «получит серьезную прибавку своих площадей».
Олег Серегин, Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Беляева Нина Юрьевна
Шамрин Александр Тихонович
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке
Десятая международная конференция, организованная Высшей школой экономики, продлится до 25 октября. Ее участники обсудят вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
Какие стимулы нужны бюрократии и элитам, чтобы способствовать экономическому росту?
В Вышке завершила работу четвертая ежегодная научная конференция Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ. Ведущие исследователи из России и из-за рубежа обсуждали, какое влияние на экономику стран, прежде всего развивающихся, оказывают институты, элиты и коллективное действие.
«Команда ЛИА и ИНИИ готова играть по правилам мировой науки»
В Вышке прошла юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, с чего все начиналось и что сегодня представляют собой ЛИА и ИНИИ, рассказали участники конференции.
ЛИА и ИНИИ приглашают на академический праздник
30 мая в Вышке пройдет юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, как и зачем создавались лаборатория и институт, об исследованиях, которые в них ведутся и что ждет гостей конференции, рассказывает директор ИНИИ Мария Юдкевич.
Молодые ученые представили свой взгляд на традиции и новации в трудовом праве
Общественные отношения, регламентируемые законодательством России, в последние годы сильно меняются, и очевидно, что развитие трудового права в стране будет определяться, с одной стороны, необходимостью сохранения базовых принципов этой сферы юриспруденции, а с другой — потребностью перемен. На факультете права ВШЭ прошла 10-я конференция студентов и молодых ученых «Традиции и новации в трудовом праве России».
Изучать смерть для того, чтобы жить
В Высшей школе экономики прошла первая пациентская конференция «Боковой амиотрофический склероз: обмен опытом помощи больным». Ее организовали инициативная группа родственников больных БАС, а также ФГБНУ «Научный центр неврологии» и Служба помощи больным БАС при медицинском центре «Милосердие». В качестве организаторов от Высшей школы экономики выступил Международный институт экономики и финансов и Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ. В конференции также участвовали волонтеры, психологи и врачи разных специальностей, помогающие пациентам с БАС.
Подводим итоги конкурса ППС
В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.
378
человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.