Вышка создала олимпиаду по истории искусства

В здании факультета гуманитарных наук ВШЭ на Старой Басманной прошло знаковое событие — организованная сотрудниками Школы исторических наук Вышки экспериментальная олимпиада по истории искусств. Она примечательна тем, что, за исключением Всероссийской и Московской олимпиад, других интеллектуальных состязаний по истории искусства для школьников в России не проводится.
Исправить это решили сотрудники ФГН ВШЭ — стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, студент 4-го курса образовательной программы «История искусств» Сергей Медакин и академический руководитель этой программы, доцент Школы исторических наук Ольга Назарова.
Идея создания интеллектуального состязания по искусствоведению родилась у Сергея Медакина. Сам он многократно побеждал и становился призером олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по истории, истории искусств и культурологии, участвует в методической комиссии олимпиады «Высшая проба», преподает на кафедре истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО).
Сергей Медакин

«Несмотря на то что проведение олимпиады по истории искусств изначально казалось мне сложновыполнимым проектом, на его реализацию меня сподвигла атмосфера Конференции сотрудников и обучающихся НИУ ВШЭ в марте 2024 года. На итоговой конференции университета обсуждались проекты, реализованные в Вышке с 2019 года, а также возможные инновации и мероприятия на следующие пять лет. И у меня не было сомнений, что идея вышкинской олимпиады по искусству будет перспективной. На конференции я встретил Ольгу Алексеевну, предложил обсудить идею о потенциальной искусствоведческой “Высшей пробе”, и, как результат, спустя месяц мы встречали сотню эрудированных школьников в корпусе на Старой Басманной».
Совместно с Ольгой Назаровой они разработали профориентационные задания, выполнение которых могло бы ясно показать самим участникам их потенциал в освоении истории искусства.
Ольга Назарова

«Идея создать искусствоведческую олимпиаду и подать заявку на включение нового профиля в “Высшую пробу” сначала показалась мне слишком масштабной для нашей маленькой программы. Но, с другой стороны, мы очень заинтересованы в ребятах, нацеленных именно на нашу специальность: тем, кто сделал случайный выбор, учиться у нас бывает трудно. Поэтому я рассматриваю олимпиаду как в первую очередь профориентационный инструмент для школьников, планирующих поступать на историю искусства. Наши задания проверяют не столько фактические знания, сколько способность видеть произведения искусства, анализировать свои визуальные впечатления и облекать в словесную форму результаты своих наблюдений. Я очень удивлена и обрадована масштабами интереса к истории искусства — мы никак не ожидали сотни участников — и готовностью ребят давать обратную связь по самым разным вопросам, которую мы обязательно учтем».
Процесс разработки заданий и общей концепции шел быстро — менее чем за месяц организаторы разработали пять объемных заданий, посвященных основным видам искусства, изучаемым на бакалаврской программе: архитектуре, живописи, графике и скульптуре, а также методологии искусствознания.
Анонс соревнований опубликовали в сообществе партнеров олимпиады — кафедры истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и официальном паблике олимпиады «Высшая проба». И за четыре дня на мероприятие зарегистрировались более 200 школьников со всей России, от Калининграда до Екатеринбурга. Многие из них приехали в Москву специально для участия в пробной олимпиаде. К удивлению организаторов, поступило более 60 заявок на участие в дистанционном формате, который не был предусмотрен, но вполне возможен в будущем, отмечают на ФГН.
Более сотни школьников приехали на Старую Басманную, чтобы принять участие в интеллектуальном соревновании.
Их встречали волонтеры — студенты-искусствоведы разных курсов: Мария Сидоренко, Екатерина Скиба, Дарья Ершова, Софья Хомко, Мария Щербакова-Королева, Павел Головко.
Третьекурсница Мария Сидоренко выступает за любое олимпиадное движение. «Я была рада поучаствовать в проведении пилотной серии соревнований, — говорит волонтер. — Самым удивительным было то, что, несмотря на отсутствие каких-либо официальных наград или статусов по итогам, огромное количество ребят пришли попробовать свои силы. Мне кажется, для олимпиады это ключевой аспект: люди должны быть здесь не только ради приза в конце, но и для собственного интереса и развития. Очень хочу, чтобы запущенный процесс не останавливался и в следующем году олимпиада состоялась бы уже по-настоящему».
Помимо интеллектуального состязания, участников ждали приятные бонусы: сладкие угощения и экскурсия по зданию факультета гуманитарных наук — корпус Вышки на Старой Басманной является памятником культуры регионального значения. Экскурсию разработал и провел совместно с волонтером Павлом Головко Владимир Файер, заместитель декана ФГН по работе с абитуриентами и выпускниками, без которого олимпиада не состоялась бы.
Участники поделились впечатлениями от олимпиады.
«Олимпиада реально классная. Минусов нет, одни плюсы. Задания были очень хорошо подобраны и составлены, все формулировки понятны, что тоже важно; хорошо, что было довольно много подпунктов, где нужно было дать развернутый ответ. Жду, когда олимпиаду включат в “Высшую пробу”».
«Олимпиада мне понравилась, формат заданий лучше, чем на ВсОШ. Сложность умеренная, то есть тем, кто интересуется этой сферой, должно быть что-то знакомо, а то и известно! Формулировка некоторых заданий для меня была не очень понятна, и времени маловато для выполнения. Но в целом все замечательно. Спасибо за такую олимпиаду!»
По итогам экспериментальной олимпиады победителями и призерами стали 34 участника. Абсолютным победителем назван учащийся 9-го класса школы №1579 (Москва) Василий Затионов, получивший 88 баллов.
Победители и призеры
На сегодняшний день экспериментальная олимпиада не дает преференций при поступлении в вузы, однако победители и призеры получат ценные призы от факультета гуманитарных наук.
Организаторы ожидают, что успех соревнования станет аргументом в пользу включения искусствоведческого профиля в главную вышкинскую олимпиаду для школьников — «Высшую пробу».
Вам также может быть интересно:
Началась регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига»
«Высшая лига» — интеллектуальное соревнование для всех студентов и выпускников любого вуза, гражданства и года обучения, желающих проверить свои знания и компетенции. Олимпиада проводится по 34 направлениям в два этапа. Оба этапа пройдут онлайн. Дипломанты получат преимущества при поступлении на магистерские программы НИУ ВШЭ и других вузов.
В НИУ ВШЭ состоялся финал Международной олимпиады «Яндекса» и ВШЭ по ИИ и анализу данных
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ подвели итоги Международной олимпиады по искусственному интеллекту и анализу данных AIDAO (Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad). В ней участвовали студенты из 14 стран. Первое место второй год подряд заняла команда AI Capybara — она разработала наиболее точную ИИ-модель для системы зрения автономного транспорта.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.


