• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формула успеха: 5 + 1 = Летняя школа

1 апреля, во Всемирный день смеха, заканчивается регистрация участников на одну из самых серьезных школ ГУ-ВШЭ — Летнюю школу институционального анализа (RSSIA-2009). О школе рассказывают ее организаторы.

Мария Юдкевич
Мария Юдкевич
Итак, в Лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ выведена новая формула успеха: к пяти всем известным чувствам добавить радость, хорошенько взболтать с самыми активными молодыми исследователями, размешать с заслужившими признание экспертами и вывезти на свежий воздух в Подмосковье.

Радость

Мария Юдкевич, руководитель ЛИА, академический директор RSSIA-2009:

— Все чувства очень важны, и делают нашу академическую жизнь яркой и полной разнообразных красок. Но самое главное, конечно, это любить то, что ты делаешь. Точнее, найти для себя в жизни то, от созидания чего ты будешь получать удовольствие. И наша школа как раз для тех, для кого исследования институтов в самых разнообразных их проявлениях — в радость. Мы надеемся, что кому-то школа поможет найти единомышленников, кому-то подскажет ответы на давно возникшие вопросы, кому-то даст идею нового исследования. Но в любом случае, мы верим, что у всех это укрепит чувство радости от творчества и занятия любимым делом.

Слух

Мария Семенова, младший научный сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

Мария Семенова
Мария Семенова
— Умение слушать и слышать бесценно в нашей работе. Воспринимать все новое чрезвычайно важно: это позволяет быть в курсе последних достижений, самых передовых исследовательских методик, развиваться и профессионально расти. Поэтому большую роль на Летней школе играют наставники — приглашенные эксперты. Услышать лекции экспертов — пожалуй, возможность для участников особенная. Мы стараемся, чтобы состав экспертов не только позволял осветить в полной мере проблематику конкретной Летней школы, но и показать все многообразие возможных взглядов и подходов к изучению той или иной проблемы. К нам приезжают известные экономисты и социологи, представители ГУ-ВШЭ (например, Владимир Автономов, Светлана Авдашева, Андрей Верников, Ярослав Кузьминов, Ольга Кузина, Вадим Радаев, Сергей Рощин, Яна Рощина, Ирина Хованская, Мария Юдкевич и другие) и других институтов и организаций, таких, как РЭШ и ЦЭФИР (например, Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), Андрей Бремзен, Антон Суворов, Алексей Савватеев), МГУ (Андрей Шаститко, Полина Крючкова). Кстати, с этого года на Летней школе можно будет услышать и английскую речь. В этом году одним из экспертов согласился стать Джон Най из George Mason University.

Но лекции — не единственное, на что участники могут рассчитывать на Летней школе. Мы понимаем, что главное для каждого — услышать мнение о собственном исследовании. Такая возможность у участников, безусловно, есть: во время семинаров участники работают вместе — рассказывают о своих исследовательских проектах, выступают в дискуссиях, слушают рекомендации и советы экспертов. Так формируется экспертная поддержка!

Когда заканчиваются официальные мероприятия, общение переходит на новый, неформальный уровень. И такое общение иногда становится для участников самым полезным: услышанное в дружеской беседе мнение эксперта порой остается в памяти, и именно оно и применяется затем в дальнейшей работе над исследованием.

Вкус

Яна Козьмина
Яна Козьмина
Яна Козьмина, менеджер ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Обстановка на Летней школе способствует легкому аскетизму: кормят, но мало, всего 2 кофебрейка и 3 раза шведский стол. Организм, привыкая к поглощению тонн полезной информации, не воспринимает первое, второе и компот как что-то серьезное. Поэтому участники по ходу мероприятия развивают вкус к общению, гулянию и спортивным играм, стараясь хоть как-то отвлечься от желания еще что-нибудь усвоить.

Осязание

Елена Подколзина, научный сотрудник ЛИА, председатель оргкомитета RSSIA-2009:

— "Осязание" — очень важно для исследователя. Для развития "осязания" мы ввели в программу Летней школы инструментальные семинары. Основная идея заключалась в том, что ученым мало что-либо лицезреть, важно понимать, почему так происходит. Например, мы видим, что не работает законодательство о банкротстве, которое вроде бы позаимствовано из успешного законодательства другой страны. Но у нас почему-то не действует. Соответственно нам важно понять, почему так происходит. И инструментальные семинары это как раз способ предоставить молодым исследователям инструменты для этого. Чтобы сумели разобраться в том, что видят, "пощупать", проанализировать, выявить какие-то взаимосвязи и прийти к какому-то результату.

В этом году мы впервые внедрили инструментальные семинары, в которых будет сделан специальный акцент именно на методах исследования. Для каких задач, какой метод наиболее применим, в чем его преимущества, а в чем недостатки. Какие есть ограничения в его применении, и вообще как его нужно использовать, чтобы не получилось "слышал звон, но не знаю, где он". Эксперты подробно остановятся на том, как использовать выбранные инструменты и как донести результаты до других, "не расплескав".

Обоняние

Анна Бальсевич
Анна Бальсевич
Анна Бальсевич, младший научный сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Вот, казалось бы, для чего исследователю "обоняние"? Чтобы уметь что-то найти. Что же ему нужно искать и находить для того, чтобы быть успешным исследователем?

Во-первых, интересные идеи, которые потом перерастают в новые исследования, законченные работы. А, во-вторых, искать и поддерживать контакты. Контакты со своими коллегами, с которыми можно что-то обсудить, получить какой-то feedback. Высказать свою точку зрения о других исследованиях, получить какую-то информацию, которой нет у тебя, но есть у другого человека.

Собственно говоря, это то, чему мы учим на Летней школе, и чем мы помогаем, проводя школу. Потому что мы, с одной стороны, как раз собираем в одном месте интересных людей с интересными проектами. А с другой стороны, помогаем людям нащупать какие-то интересные места в своих работах, показать направления дальнейшего развития.

Еще одна такая важная идея, которую мы надеемся донести посредством Летних школ, это то, что очень многие вещи интереснее и проще делать вместе, то есть вместе искать, вместе что-то разрабатывать, вместе получать результаты. Главное — искать и находить!

Зрение

Александр Красильников, сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Глаза всегда боятся что-то пропустить, и что-то неизбежно пропускают, и мы даем им второй шанс. В прошлом году мы сделали пилотный проект, попытались записать все прозвучавшие на Летней школе лекции и доклады приглашенных экспертов. В этом году мы надеемся, что каждый участник нашей Летней школы получит диск с полным комплектом видеозаписей. Как показывает практика, это бывает очень полезно, потому что некоторые воспоминания как-то стираются, особенно когда есть такой большой поток информации. Те, кто побывал на Летней школе, смогут теперь все вспомнить. К тому же участникам теперь не обязательно записывать от руки быстро-быстро, боясь потерять мысль. Вместо этого они имеют возможность позже, не торопясь, отсмотреть, что было высказано, возможно, найти то, что было не замечено во время лекции.

Ну а те, кто не попал на школу, но хотел бы повысить свой уровень, тоже теперь имеет возможность все узнать — материалы лежат в свободном доступе. У нас очень большая активность по просмотру материалов как участниками, так и теми, кто не смог приехать.

Для новичков, кстати, это еще и возможность оценить уровень школы до того, как они пытаются подать заявку.

Елена Подколзина, Анна Бальсевич и Александр Красильников более подробно рассказали и о сути предстоящей Летней школы.

Елена Подколзина
Елена Подколзина
Е. Подколзина:

— В этом году Летняя школа носит название "Институты, образование и рост", и пройдет она уже в третий раз, с 1-го (заезд) по 7-ое (отъезд) июля.

Суть в том, что на неделю собирается порядка 30—40 участников для совместного обсуждения с коллегами своих проектов. Также форматом школы предусмотрены лекции приглашенных лекторов. Те, кто хочет больше узнать об экспертах, которые уже подтвердили свое согласие, могут зайти на сайт. После лекций практически каждый день идут так называемые инструментальные семинары. И в один из дней приглашаем несколько крупных, на наш взгляд, экспертов, чтобы организовать круглый стол, на котором они обсуждают заданную проблему.

Всех участников мы делим на отдельные тематические группы, чтобы работы их были наиболее близки. В этом году планируем сделать 4 группы, в рамках которых участники сделают презентации своих работ. У них будут оппоненты и из числа экспертов, и из числа участников. Каждый участник делает доклад и выслушивает реакцию оппонентов, затем отвечает на вопросы. Вот так устроены семинары, где они презентуют свои собственные работы.

— Как можно стать участником Летней школы?

А. Красильников:

— Для этого надо заполнить заявку. Из чего состоит заявка? Из анкеты, которая содержит общие вопросы: как зовут потенциального участника, откуда он, что окончил или что оканчивает, где работает, каковы профессиональные интересы, какие есть у человека публикации — это основные разделы. Плюс мотивационное письмо и непосредственно проект исследования. В мотивационном письме мы просим участника ответить на вопрос, почему он хочет участвовать в Летней школе, и что, по его мнению, ему даст участие в ней.

— Участники в основном из Вышки? Или география шире?

А. Бальсевич:

— Да, шире, мы со всей России собираем самых талантливых молодых институционалистов. И из стран СНГ тоже. Сейчас у нас уже есть заявки из Беларуси и с Украины. Казахстан активно участвует на протяжении всех трех лет.

— А как вообще возникла идея проведения Летней школы?

Е. Подколзина:

— Идея Летней школы возникла потому, что мы сами довольно много ездили на разные школы. Ведь в основном подобные школы проходят пока не в России, и далеко не у всех в России есть возможность поехать на эти Летние школы.

И вот посещая большое количество мероприятий подобного рода, мы задумались над идеей что-то взять от них лучшее и попробовать воспроизвести у нас, с учетом наших особенностей и специфики. Не то, чтобы мы взяли с чистого листа и придумали, что это должно выглядеть так, а не иначе. Скорее, мы основывались на том, что сами посещали, что сами видели. То, что нам больше всего понравилось, мы и попробовали реализовать.

— Участники как-то платят за свое участие?

Е. Подколзина:

— Они платят только, чтобы доехать до Летней школы, то есть каждый — за свой билет до Москвы и обратно.

— А помимо лекций и семинаров какая-то неофициальная программа есть?

Е. Подколзина:

— На первой школе оргкомитет играл в баскетбол, на второй школе мы организовали спортивные соревнования по волейболу, потом участники стали сами уже самоорганизовываться, в том числе, и для спортивных игр.

Александр Красильников
Александр Красильников
А. Красильников:

— В прошлом году началась традиция, которую, я думаю, мы будем продолжать, мы достаточно неформально "сидели" преподавательским кружком.

Е. Подколзина:

— Когда мы выбираем пансионат, то специально смотрим, чтобы были большие холлы с креслами, где можно было бы собраться участникам не только в аудитории или в зале, но и в более неформальной обстановке. Мы всегда всячески поддерживаем лекторов, которые готовы беседовать с участниками как по теме, так и не по теме.

— В общем, Летняя школа — это…

А. Бальсевич:

— Прекрасная возможность почувствовать вкус к общению, вкус к развлечениям. Вкус к исследованиям!

Е. Подколзина:

— Мы не ограничиваемся темой, как проводить исследования и кооперироваться по научным проблемам, мы хотели бы подчеркнуть, что Летняя школа — это мероприятие, в котором есть что-то и помимо лекций и инструментальных семинаров.

А. Бальсевич:

— В прошлом году у нас было очень много положительных отзывов от участников. И конечно, нам было очень приятно, что людям понравилось, что они довольны, им интересно.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.