• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системы онлайн-образования в России станут экономически устойчивы к 2020 году

14 сентября в НИТУ МИСиС продолжила работу международная конференция EdCrunch 2015, посвященная новым образовательным технологиям. В обсуждении перспектив массовых онлайн-курсов в России приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, заместители министра образования и науки РФ Александр Климов и Александр Повалко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, создатели ведущих международных платформ онлайн-обучения.

Как сказал Александр Климов, российские ведущие университеты давно занимаются дистанционным образованием, однако только теперь 8 ведущих вузов объединили усилия и создали национальную платформу, которая позволит студентам осваивать качественные онлайн-курсы. «Мы сейчас в начале пути, и это хороший старт», — добавил замминистра. Со временем курсы на этом портале смогут размещать не только эти 8 университетов, но и другие вузы, которые смогут обеспечить должное качество.

У России очень большие шансы быстро продвинуться в развитии онлайн-образования, считает Ярослав Кузьминов, так как потребность в высшем образовании очень велика: его получают 75% возрастной когорты. Однако ресурсы для удовлетворения этой потребности недостаточны, в результате у нас много псевдо-образования. Поэтому Минобрнауки собирается убеждать вузы, которые не относятся к числу ведущих, что им будет выгодно предлагать своим студентам курсы профессоров ведущих университетов. Ведь свои курсы у них или очень слабые, или по ряду предметов вовсе отсутствуют. Это колоссально расширит образовательные возможности и повысит качество образования. Такой подход характерен не только для России, но и для развивающихся стран — например, для Бразилии. Доля курсов, которые засчитываются при получении диплома, у нас быстро станет больше, чем в западных странах, считает ректор ВШЭ.

Одно из решений — обязать слабые университеты стать пунктами выдачи дипломов, когда линейную алгебру им читает МГУ, топологию — СПбГУ, а микроэкономику — ВШЭ. Но и такой путь чреват негативными последствиями.

Экономика открытых курсов во всем мире сейчас такова, что вузы с помощью этих курсов зарабатывают не деньги, а репутацию, считает Ярослав Кузьминов. В России экономически устойчивая модель таких курсов сформируется быстрее, чем мы ожидаем — предположительно, к 2020 году, и она будет похожа на экономику книгоиздания. Ведь вуз, который предлагает онлайн-курс ведущего университета, больше экономит, нежели тратит: расходы на сопровождение «чужого» курса примерно в четыре раза ниже, чем на организацию «своего». Впервые в России производство онлайн-курсов не будет чревато для вузов потерей репутации. В этом отличие от сегодняшней ситуации, когда массовое дистанционное образование является синонимом низкого качества.

Участники конференции говорили о преимуществах и недостатках получения высшего образования онлайн. Никто не сомневается в уникальности и неповторимости опыта обучения в ведущих школах и вузах, где создается «эффект аудитории»,  об этом говорил, в частности, Аркадий Дворкович, учившийся в одной из лучших математических школ Москвы, МГУ, РЭШ и Duke University. Конечно, невозможно обеспечить онлайн такой же «эффект аудитории», как в очном обучении, но можно обеспечить все остальное, а это не так мало, считает Ярослав Кузьминов. Хотя, добавил вице-премьер, общение с однокурсниками также возможно онлайн — новые технологии повышают доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые физически не могут каждый день ездить в университет.

Если в российской высшей школе будет развиваться онлайн-обучение, значительная часть преподавателей ведущих университетов будут читать и поддерживать онлайн-курсы, считает ректор ВШЭ. Часть времени они, как и раньше, будут проводить в аудиториях, а потом работать с командой, которая обеспечивает запись и технологическую поддержку онлайн-курсов. Что касается университетов «второго ряда» — не исследовательских, а учебных, — то они, возможно, будут выступать против новшеств: профессора воспримут их как угрозу и не захотят «пускать к себе» онлайн-курсы. Ситуация может измениться благодаря студентам этих вузов, которые будут влиять на своих профессоров, требуя засчитывать онлайн-курсы или повышать качество образования. Представители Минобрнауки, в свою очередь, заявили о готовности ввести показатели использования онлайн-курсов в критерии мониторинга работы вузов.

Опыт большинства вузов в использовании онлайн-курсов сейчас весьма умеренный, считает Александр Повалко. Хотя декларируется, что это важнейшее направление развития высшей школы, университеты неохотно встраивают их в образовательные программы, и возникает вопрос стимулирования. Какой же должна быть государственная политика, чтобы онлайн-курсы эффективнее использовались в учебном процессе?

Ярослав Кузьминов назвал три возможных варианта дальнейшего развития событий.

Первое возможное решение — не вмешиваться. Однако состояние образовательного рынка и в России, и в других странах, где есть огромный спрос на образование и не хватает ресурсов на его удовлетворение, таково, что половина студентов получает неадекватное образование. Не вмешиваться ни государство, ни образовательное сообщество не имеет права. Эволюционный путь невозможен.

Второе решение — обязать слабые университеты стать пунктами выдачи дипломов, когда линейную алгебру им читает МГУ, топологию — СПбГУ, а микроэкономику — ВШЭ. Но и такой путь чреват негативными последствиями.

Третье решение, которое на сегодняшний день представляется возможным,  обязать все вузы дать каждому студенту право засчитывать курсы Национальной образовательной платформы и, возможно, ведущих мировых платформ  EdX, Coursera. При этом не нужно запрещать университетам, которые не считаются ведущими, преподавать свои курсы.

Развитие онлайн-образования в России пока ограничено несовершенством нормативной базы. Как пояснил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, есть сложности и с организацией государственного финансирования вузов при переходе на частичное онлайн-образование, и с зачетом результатов обучения, и с организацией сетевых программ, в основе которых  электронное обучение. Однако министерство эти вопросы решает, и есть надежда, что до конца текущего года большинство нормативных и организационных трудностей будет преодолено.

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.