Летняя социологическая практика: возвращение в Гороховец
Ежегодная школа «Летняя социологическая практика» дает возможность студентам ВШЭ проводить исследования общественной жизни в таких малых городах, как Кологрив, Мышкин, Каргополь и другие. В этом году практика была организована там, где она уже проходила в 2011-м, — в Гороховце Владимирской области.
Летняя школа «Летняя социологическая практика», проект, организованный факультетом социальных наук, Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) и социологическим клубом «Город», прошла в шестой раз. В двухнедельном выезде приняли участие 12 человек, среди которых студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты и сотрудники исследовательских центров университета. Руководили работой летней школы старшие научные сотрудники ЛЭСИ Иван Павлюткин и Григорий Юдин*, лаборант Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В.Полетаева Алиса Максимова и младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Екатерина Павленко.
Гороховец — небольшой город, сейчас в нем живет около 13 тысяч человек. Он расположен на трассе М7, и соседние крупные населенные пункты относительно легкодоступны. Гороховец исторически делится на верхний и нижний: чтобы попасть в верхний, нужно подняться на Пужалову гору. Крупнейшее предприятие — судостроительный завод — закрылось в 1990-х, несколько лет назад прекратил существование «Гороховецкий пищевик». Сегодня в городе действует завод по производству стеклотары «Русджам» и завод подъемно-транспортного оборудования «Элеватормельмаш». Здесь есть горнолыжный курорт, а также своя Лысая гора, где проводится ежегодный музыкальный фестиваль «Макушка лета». В городе три действующих монастыря, несколько купеческих палат, сохранившихся с VXII века, и множество других исторических памятников.
В 2018 году Гороховец отмечает 850-летие; к праздничной дате планируются масштабные изменения, предстоит реализовать программу по развитию туризма и реконструкции центра и культурных объектов. Те, кто уже был в Гороховце, сразу заметили перемены — центральная часть города стала более ухоженной: появились скамейки и урны, часть дорог и домов отремонтирована, деревья подрезаны, на исторических зданиях установлены новые таблички.
Рекогносцировка на социальной местности
Первый полный день в городе заняла социальная картография: участники школы разделились на пять групп по два-три человека и разошлись по участкам, на которые предварительно была поделена карта. Итогом стало описание разных районов, наблюдения по поводу типов застройки, рельефа, мест скопления машин и людей (детей, молодежи, пенсионеров), расположения основных учреждений и достопримечательностей, количества и разнообразия магазинов. Вечером каждая группа представила свои результаты, которые позже были оформлены в резюмирующие тексты.
Студентам проект позволил поупражняться в сборе данных и почувствовать, что такое полевое исследование в месте, которое поначалу кажется непонятным, чужим, странным
Участникам повезло, они застали важный местный праздник — День города, называемый здесь теперь Днем купца. Купцы сыграли большую роль в истории Гороховца, они вкладывали деньги в его развитие, инициировали градостроительные и культурные изменения, их дома сегодня составляют основные туристические достопримечательности. Накануне Екатерина Павленко рассказала, как можно изучать День города при помощи концепции социального перформанса Джеффри Александера, а все участники практики получили инструкции — что и как наблюдать на празднике. Все распределились по разным площадкам, вели заметки и фотографировали. Основной задачей было фиксировать происходящее на сцене и реакции аудитории — потом эти данные планировалось соотнести между собой. Вечером на собрании студенты и руководители практики обсудили наблюдения и впечатления, самые запомнившиеся моменты, вопросы и гипотезы, попробовали сравнить увиденное с тем, как выглядел праздник в 2011 году.
Фактология для статей
После «акклиматизирующих» мероприятий — описания разных районов и анализа Дня города — каждый участник приступил к работе над собственным проектом. Эта деятельность была самостоятельной, но предусматривала коллективное обсуждение всех стадий исследования: от постановки проблемы и выбора концептуальной рамки до стратегии входа в поле и анализа данных. Общий фокус Летней практики сформулирован довольно широко: цель проекта — изучение того, как устроена социальная жизнь в малых городах. Каждый год участники подступаются к этому вопросу с разных сторон, обращаясь к различным проблемам и основаниям для объединения горожан. В этот раз темы исследований касались родственных связей и политики в отношении многодетных семей, моральных оснований кредитного поведения, механизмов производства туристического опыта, появления и развития культурных инициатив, устройства рынка как общественного пространства, проблем общественного транспорта, представлений горожан об опасности.
Через неделю пребывания в Гороховце участники школы обсуждали промежуточные результаты (что удалось сделать и что не удалось, какие данные осталось собрать, как и почему изменился исследовательский вопрос), а перед отъездом в Москву — результаты полевой работы с выходом на сюжеты, которые впоследствии лягут в основу статей участников. Несколько семинаров во время выезда были посвящены техникам проведения интервью, поскольку именно интервью было основным источником данных для исследовательских проектов. При разборе отрывков аудиозаписей, выполнении упражнений и использовании специальных техник участники школы учились преодолевать трудности в коммуникации с респондентами.
В ходе выезда удалось узнать много нового, поделиться друг с другом опытом, собрать больше 50 интервью по ключевым темам и сделать заметки, которые позволяют сравнить Гороховец нынешний и четырехлетней давности. Студентам проект позволил поупражняться в сборе данных и почувствовать, что такое полевое исследование в месте, которое поначалу кажется непонятным, чужим, странным. Летняя социологическая практика не закончилась с отъездом из Гороховца: встречи участников проекта возобновятся осенью, когда будут представлены первые черновики статей по результатам выполненной работы.
* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Максимова Алиса Сергеевна
Лаборант Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В.Полетаева
Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования
Павлюткин Иван Владимирович
Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований