Университеты России и других стран БРИКС будут активнее сотрудничать друг с другом
3 декабря в Высшей школе экономики прошел День российских университетов — одно из мероприятий Саммита университетов стран БРИКС, организованного журналом Times Higher Education и Проектом повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров 5/100.
На форуме, в котором участвовали более 50 представителей зарубежных университетов и более 60 — российских, обсуждались вопросы сотрудничества в образовании и науке между университетами стран с активно развивающимися экономиками. В частности, была достигнута договоренность о том, что в ближайшие два года в Вышку приедут учиться до 100 бразильских студентов, причем по основным образовательным программам — бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Традиционно у России и Бразилии не было амбициозных программ студенческого и научного обмена, да и вообще студенты из Латинской Америки редко приезжают в нашу страну.
Чем же был вызван взаимный интерес университетов разных стран? Почему их представители решили пообщаться друг с другом в Москве?
Университеты новой волны
В современном мире страны БРИКС претендуют на то, чтобы потеснить лидирующие экономики мира, подчеркнул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По оценкам специалистов международных финансовых организаций, через 10-15 лет ядру этих стран будет принадлежать гораздо более значимое место в мировой экономике, чем сегодня. И в этой ситуации велик потенциал университетского сотрудничества, совместных научных исследований, проектов в гуманитарной сфере.
Одна из ключевых идей саммита заключается в том, что университеты стран БРИКС не только наращивают свою конкурентоспособность в глобальном мире, но и готовы ради ее достижения активнее сотрудничать друг с другом. Рамки для такого сотрудничества созданы: в феврале 2014 года прошло первое совещание министров стран БРИКС по вопросам науки, технологий и инноваций, по итогам которого была принята так называемая Кейптаунская декларация, создается сетевой университет БРИКС. Однако, по мнению Ярослава Кузьминова, дальше все зависит от взаимодействия ученых, интеллектуалов на уровне университетов и научно-образовательных коллективов, которые доверяют друг другу, видят друг в друге партнеров, ведут совместные исследования, обмениваются студентами и постдоками, то есть делают все то, что характерно для англо-саксонского мира, ставшего центром интеллектуального превосходства.
Во всех странах БРИКС растут расходы на одного студента в ведущих университетах — происходит сегментация системы образования и формирование группы университетов, которые должны стать двигателями национальной конкурентоспособности
Развитие отношений между университетами стран БРИКС вовсе не означает отказ от существующих отношений с университетами других стран. Но если этого развития не будет, страны с развивающимися экономиками будут «обречены на роль полупериферии» глобального научного сообщества, которое сегодня говорит по-английски и стандарты которого задаются англо-саксонскими университетами. Потенциал взаимодействия очень большой — университеты стран БРИКС должны увидеть друг в друге эффективных партнеров, да и вообще расширять границы взаимодействия — ведь есть партнеры в Малайзии, Корее, Сингапуре, в других странах с развивающимися экономиками. Это страны новой волны с сильными, амбициозными университетами, считает Ярослав Кузьминов, и у них есть ресурсы для взаимных проектов.
Нетерпение правительств
В совместных дискуссиях представителей университетов стран БРИКС важно увидеть особенности развития образования, общие для наших стран, подчеркнул научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. Нужно понимать, каковы наши возможности для опережающего развития по сравнению с университетами мирового класса.
Один из выводов, сделанный по итогам совместного исследования ученых ВШЭ, Стенфорда и университетов стран БРИКС, состоит в том, в последние два десятилетия наши страны столкнулись с двойным вызовом. С одной стороны, высшее образование стало фактически всеобщим, с другой — была поставлена задача сформировать группы лучших университетов, которые обеспечат конкурентоспособность стран в новом технологическом укладе мировой экономики. В отличие от стран, где высшее образование развивалось эволюционно и огромную роль играл негосударственный сектор, как в США, в странах БРИКС лидирующую роль в реформе образования взяло на себя государство, решая одновременно две задачи: увеличение охвата высшим образованием и обеспечение его качества. Во всех странах БРИКС растут расходы на одного студента в ведущих университетах — происходит сегментация системы образования и формирование группы университетов, которые должны стать двигателями национальной конкурентоспособности.
Этот тренд, по мнению Исака Фрумина, отражает нетерпение правительств: никто не ждет, что в условиях спокойного эволюционного развития какая-то группа университетов вдруг начнет развиваться быстрее. Это видно на примерах Китая и России, новое индийское правительство тоже исходит из этого. Ситуацию хорошо отражает английское слово push — «толкать»: правительства «толкают» университеты, ставят перед ними задачи вне привычного контура их развития и инвестируют в них очень значительные средства. Российский проект 5/100 — лучшее тому подтверждение.
Есть ли у стран БРИКС преимущества, которые позволят университетам вырваться вперед и развиваться быстрее, чем конкуренты в других странах? Развивающаяся экономика, позитивная демографическая динамика вполне могут быть естественными двигателями этого процесса. Во всем мире успешной признана англо-американская модель исследовательского университета. Но, может быть, странам БРИКС удастся сформировать иную модель университета мирового класса? Такой вопрос недавно поставили коллеги из Стенфордского университета, но какой именно будет эта модель, ни исследователи, ни политики пока не знают.
Борис Старцев, новостная служба ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.