Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
В последние десятилетия университеты все чаще рассматривают не только как место, где дают знания и готовят специалистов, но и как пространство эмоциональной поддержки. В ряде стран этот сдвиг называют «терапевтическим поворотом»: помимо академических задач, университет начинает заботиться о психологическом состоянии студентов. Однако в ряде случаев подобная забота сопровождается навязчивым вниманием и ограничением самостоятельности студентов.
Малые неселективные университеты в России, особенно в регионах, почти не изучены в этом контексте. Эти университеты зачастую выросли из бывших педагогических институтов и помогают решать образовательные задачи целых регионов. Под неселективными вузами исследователи понимают те, где средний балл ЕГЭ при поступлении ниже 70. В университетах, включенных в исследование, он варьируется от 60,28 до 66,8. Проходные баллы здесь ниже, чем в крупных исследовательских вузах, а среди студентов много тех, кто первый в семье получает высшее образование. Несмотря на важную социальную роль таких университетов, об их внутренней культуре и повседневной жизни студентов известно мало. Авторы решили восполнить этот пробел и изучить, как именно в этих вузах проявляется забота о студентах.
Исследование проводилось в 2022–2024 годах в четырех государственных университетах в Республике Алтай, Алтайском крае, Камчатском крае и Ивановской области. В каждом из них обучается от 799 до 2334 студентов очной формы, а соотношение студентов и преподавателей колеблется от 10:1 до 16:1, что ниже, чем в крупных университетах.
Исследователи наблюдали за жизнью университетов и провели 135 полуструктурированных интервью со студентами, преподавателями и администраторами, включая заведующих кафедрами, деканов и проректоров. Интервью охватывали широкий круг тем — от учебного процесса и участия во внеучебных мероприятиях до личных планов на будущее. Вопросов о заботе напрямую не задавали: тема проявилась сама, когда участники описывали атмосферу и повседневные отношения. Исследователи отмечали повторяющиеся образы: «дети», «вторая семья», «как дома». На их основе выделили ключевые черты университетской культуры.
Результаты показали, что забота в этих университетах всегда двойственная. С одной стороны, преподаватели создают теплую атмосферу, знают студентов по именам, интересуются их делами и помогают в учебе и личных вопросах. С другой стороны, в отсутствие университетских служб поддержки студентов педагоги сами становятся наставниками: объясняют правила, помогают решать конфликты и поддерживают в сложных ситуациях.
При этом забота часто превращается в постоянный контроль. «Старшие товарищи» отслеживают посещаемость, проверяют поведение в общежитиях, звонят родителям или проводят «родительские собрания». Даже совершеннолетние студенты воспринимаются как «дети», которым нужны наставления. Важно отметить, что все преподаватели делают это без оплаты: причиной этому может служить опора на традиции педагогической профессии и гендерные роли, ведь большинство преподавателей в исследуемых университетах — женщины.
Сами студенты в интервью сравнивают университет с семьей, а преподавателей — с родителями или вторыми мамами. Это укрепляет доверие, но и закрепляет модель, при которой студенты не полностью переходят к самостоятельности, а продолжают жить в системе контроля, похожей на школьную.
Татьяна Акунеева
«Мы показали, что в небольших неселективных университетах забота о студентах — это одновременно и поддержка, и контроль. Эти формы не противоречат друг другу, а создают устойчивую систему отношений, которая во многом держит университетское сообщество вместе», — резюмирует стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Акунеева.
Ксения Романенко
«Здесь одновременно сохраняются доверительные, эмоционально теплые отношения между студентами и преподавателями и элементы строгого надзора, включая контроль поведения и привлечение родителей. Такая модель может обеспечивать сплоченность и стабильность университетского сообщества, но при этом закрепляет зависимость студентов и продлевает для них школьный опыт», — отмечает эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования Ксения Романенко.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата
В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.
Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка
Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.
Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного
В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.
ВШЭ наметила образ городов будущего
В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.
Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики
Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.
«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»
29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.
Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики
22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.
Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли
Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.
Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ
Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.
«Практика и опыт взаимодействия с профессионалами помогут подготовить будущего продюсера»
У магистерской программы двух дипломов «Продюсер в музыкальной индустрии», реализуемой Высшей школой экономики совместно с Российской академией музыки имени Гнесиных, появился индустриальный партнер — музыкальный лейбл KOALA MUSIC. Компания примет участие в разработке учебных дисциплин и привлечении экспертов из индустрии к подготовке студентов.


