Ректор ВШЭ: «Мощный университет должен быть в каждом регионе»
В Москве начал свою работу Профессорский форум-2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». Представители органов власти, вузов и академической науки обсуждают тренды развития высшего образования. По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, принявшего участие в работе форума, сегодня необходимо сделать акцент на трансляции современных технологий, научных решений, кадров в повседневную жизнь нашей страны.
С 16 по 19 ноября в Москве проходит Профессорский форум-2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество», организованный Российским профессорским собранием. Как отметил председатель Российского профессорского собрания Владислав Гриб, задача форума – переосмыслить роль и задачи научной элиты России в XXI веке в условиях новых вызовов.
Обращаясь к участникам форума, министр экономического развития РФ Максим Решетников подчеркнул, что реализация нацпроектов, достижение новых национальных целей, поставленных президентом РФ до 2030 года, невозможны без опоры на российскую профессуру. Особое внимание необходимо уделить интеграции образования и науки в рамках нацпроекта «Наука и университеты», реализация которого начнется в 2021 году. Министр также подчеркнул важность создания условий для развития молодежи в регионах, где, по его оценке, обстоятельства для продвижения новых идей зачастую значительно лучше, чем в столице. Он считает, что студентов и аспирантов нужно активнее привлекать к работе с промышленными партнерами, тем более что вузы на местах стремятся к такой кооперации.
По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, профессорам отводится одна из ключевых ролей в реализации нацпроекта «Наука и университеты», ведь профессора – это особая каста, и любой вузовский преподаватель всегда мечтал стать профессором. Он предложил участникам Профессорского форума предложить согласованные решения по таким вопросам, как эффективность работы ученых и организация образовательной деятельности университетов в условиях пандемии. В ситуации, когда такое же образование, как в обычной жизни, обеспечить невозможно, тема качества остается актуальной.
Новые решения нужно вырабатывать в самих университетах, внутри исследовательского сообщества, проводить для этого серьезную интеллектуальную работу
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила, что дистанционный формат обучения – вынужденная мера в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Верхняя палата парламента подготовила проект закона, предусматривающий дополнительную «настройку» дистанционного образования – чтобы оно существовало в рамках четких и понятных правил. Педагогам и родителям необходимо понимать, как вести себя в той иной ситуации, сложившейся в ходе обучения, – например, как выставлять оценки, что делать при низкой скорости интернета. Необходимы меры поддержки студентов, направленные на повышение качества образования и минимизацию распространения коронавирусной инфекции.
Перед участниками форума выступили ректоры ведущих российских вузов. Ректор СПбГУ Николай Кропачев подчеркнул, что карьера каждого профессора – это долгий путь и преграды, которые он успешно преодолевает. Многие трудности вузовской жизни, с которой сталкивались сегодняшние профессора, остались в прошлом, и уже не нужно, например, увеличивать количество соавторов, чтобы напечатать статью, или печататься в другом городе, потому что в своем приходится ждать в очереди несколько лет. «Выбирая путь науки сегодня, молодой человек должен участвовать в открытых конкурсах и видеть, что побеждать можно благодаря справедливости», – подчеркнул он. По мнению Николая Кропачева, в современной высшей школе сильны академические свободы, и активные профессора способны заставить руководство университетов принимать те или иные решения, как было, например, в СПбГУ, когда по инициативе профессоров была введена практика бессрочных контрактов.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов рассказал об участии своего университета в достижении национальной цели на период до 2030 года – возможности для самореализации и развития талантов. Он отметил, что с учетом задач нацпроекта «Наука и университеты» необходим полный цикл выявления талантов университетской молодежи, включающий работу с абитуриентами, студентами и молодыми исследователями. Особое значение современные университеты отводят маркетингу – десять лет назад на него тратили 3% бюджета, сейчас – 6-10%. По мнению Анатолия Торкунова, любой вуз должен учитывать свой уникальный набор ценностей, сформированный за годы работы, – «свой ДНК», который является одним из факторов его привлекательности вне зависимости от специализации. Именно ценностная модель должна быть положена в основание деятельности университета.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в своем выступлении обозначил ряд вопросов, критически важных как для успеха нацпроектов, так и для развития профессорского сообщества, которое «представляет собой даже не ядро, а сердце университетской науки и университетской деятельности».
Президентом России поставлена задача обеспечения присутствия нашей страны в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования, напомнил Ярослав Кузьминов. Россия представляет собой 3-4% мировой экономики и в такой же мере участвует в мировых научных и технологических фронтирах. Расширение присутствия в них критически важно, потому что в противном случае мы будем не просто отставать, а становиться объектами технологического шантажа. Ситуация, когда в ряде базовых отраслей экономики – например, строительстве, – мы базируемся в основном на экспортируемых технологиях, иллюстрирует эту проблему и свидетельствует о необходимости национальных программ стратегического развития университетов, программ их интеграции в развитие промышленности, реального сектора экономики.
Именно университеты являются центрами концентрации интеллектуального капитала и подготовки научных кадров в каждой национальной системе, подчеркнул ректор ВШЭ. В этом отношении Россия стала ближе к глобальной мировой тенденции по сравнению с последними годами советской власти, когда вузовская наука была слабее, чем отраслевая и академическая. Ситуация поменялась благодаря перемещению кадров в вузы и в результате мягкой интеграции институтов РАН, их кооперации с университетами без потери самостоятельности своих научных коллективов. Ведущие университеты (по разным оценкам, их 25 или 40-50, но количество не столь важно) стали полноценными участниками глобальной повестки развития науки образования. Через них наша страна получает доступ к современным технологиям и современным научным достижениям на этапе их разработки.
Ярослав Кузьминов
Прогресс этой группы университетов очень значителен – за 10 лет мы совершили рывок, на который Китаю потребовалось 25 лет. Сегодня присутствие России на глобальном рынке науки и высшего образования значительно и продолжает расти. Это, безусловно, наше достижение, не надо его терять, но есть другая проблема – а что накопленный потенциал, сосредоточенный в РАН и университетах, дает нашей экономике? В какой степени технологии, которые мы разрабатываем, и научные фронтиры имеют отображение в технологиях, поступающих на наши предприятия, в решениях, которые применяются в реальной жизни? Эта проблема на сегодняшний день не решена.
По мнению ректора Вышки, ключевой задачей новой программы стратегического академического лидерства, подготовленной Минобрнауки России, состоит в том, чтобы, не теряя и продолжая развивать включенность в глобальное сообщество и науку, сделать акцент на трансляции современных технологий, научных решений, кадров в повседневную жизнь нашей страны. Это означает, что группа, состоящая из порядка 100-150 вузов, дающих устойчивое, востребованное образование, должна быть единой, должна наладить взаимодействие с реальным сектором экономики. Необходимо восстановление присутствия университетов в каждом регионе России. Сегодня, подчеркнул ректор ВШЭ, университеты с сильными научными и профессиональными школами сосредоточены, по пессимистической оценке, в семи регионах, по оптимистической – к ним добавляются еще 4-5 регионов, и этого явно недостаточно. Ситуация нуждается в преодолении, восстановление мощного университета в каждом регионе – ключевая задача на ближайшее десятилетие.
Для решения этой задачи необходимо, во-первых, развивать специализацию и кооперацию с другими университетами. Использование онлайн-курсов позволит освободить время профессоров на исследовательскую работу, не перегружать их обязательствами, свойственными для преподавателей техникума. «Нельзя считать, что в Тамбове и Кургане профессора другие, нежели в Москве, – качество и креативность коллег везде одинаковы», – отметил ректор ВШЭ.
Во-вторых, государство должно обеспечить всем вузам информационную базу – доступ к цифровым библиотекам, что для исследователей так же важно, как и доступ к приборам, и на это понадобится несколько миллиардов рублей в год. В-третьих, нужны центры коллективного пользования и удаленного доступа к приборной базе, позволяющие проводить эксперименты в удаленном режиме. Эти меры позволят российским профессорам восстановиться и нормально развиваться.