Что такое смарт-общество?
В ВШЭ прошел первый конгресс «Пути развития смарт-общества в России: от информационного общества к обществу знаний», организованный Высшей школой бизнес-информатики и Институтом информационных технологий НИУ ВШЭ, а также Союзом IT-директоров России и компанией «Дойче Мессе Рус».
Открывая работу конгресса, председатель его программного комитета, член правления Союза IT-директоров России Борис Славин отметил, что эпоха информационного общества вступает в стадию смарт (в переводе «умный», «интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности, которые существенно преобразуют бизнес, образование и прочие виды деятельности в государстве, да и само государство. «Смарт трансформирует бизнес, делая его управление более интеллектуальным (умным, гибким), а деятельность — направленной на использование знаний (инноваций). Образование, за счет использования электронных и коллективных технологий, становится более массовым и эффективным. При этом в смарт образовании применение электронных технологий сочетается с индивидуальным обучением мышлению и творчеству, которое невозможно без участия человека. Соответственно, смарт-государство должно формировать смарт-гражданина (за счет постоянного обучения, снижения доли рутинного труда), а также использовать смарт-управление», — подчеркнул Борис Славин.
Смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении
За два дня конференции прошло 18 секций, круглых столов, семинаров и мастер-классов, в которых приняло участие более 120 ученых и экспертов из практически всех регионов России и многих стран мира.
Профессор Джанмарко Чифальди (University of Chieti - Pescara, Италия), выступавший на пленарном заседании, рассказал о взаимосвязи смарт-общества и смарт-граждан. По словам профессора, смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении. В этом смысле смарт-граждане неотъемлемая часть смарт-общества. Однако, как отметил профессор, часто под смарт-обществом подразумевают только смарт-технологии (интеллектуальные транспортные системы, «умные» ЖКХ, «зеленые» дома), забывая о людях.
Профессор Дэ Джу Хван (Sungkyunkwan University, Сеул, Южная Корея) рассказал о принципах смарт-образования и опыте южнокорейского государства в этой сфере. Южная Корея сделала ставку на электронное образование в масштабах страны, обучая не только молодежь, но и все население. В результате этого значительно развилась IT-отрасль, так как требовались программисты для создания электронных ресурсов. Успехи компании «Samsung», заметил профессор, вовсе не случайны. Повышение уровня образования всех граждан привело к инновационному развитию промышленности — отсюда успехи и в других отраслях и сферах деятельности граждан.
Созданию смарт-университета и в целом переходу к смарт-образованию посвятил свое выступление Владимир Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). «Переход от электронного обучения к формату смарт, — считает профессор,— подразумевает изменение всей системы образования: включение платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), систем индивидуального трекинга обучаемых, включение в процесс преподавания самих студентов, создание сетевых электронных учебников и консультаций, эстетическое воспитание посредством медийных инструментов, обучение мышлению через геймификацию образования и другое».
В заключительном докладе пленарного заседания профессор Владимир Фомичев (НИУ ВШЭ, факультет бизнес-информатики) подчеркнул, что смарт образование предполагает усиление внимания к развитию личности - интеллекта и когнитивно-эмоциональной сферы. Очень важную роль в этом играет доуниверситетское образование. В ВШЭ родилась новая научная дисциплина — когнитоника. Ее основные идеи поддерживают исследователи из 21 страны, успешно прошли три международные конференции в Словении (см. http://www.hse.ru/news/37564760.html, http://www.hse.ru/news/14560892.html, http://www.hse.ru/news/102294527.html). Основная часть доклада была посвящена вкладу когнитоники в позитивное развитие личности в обществе знаний (смарт обществе). Базовая для мировой психологии развития модель развития сознания ребенка, предусматривающая четыре уровня развития и охватывающая возрастной диапазон от года до 4 лет, была расширена тремя дополнительными уровнями развития (В.А. Фомичев и О.С. Фомичева): уровнем широкого понимания красоты, уровнем понимания ценности мысли и уровнем углубленного осознания социаль-ных соглашений и социальной ответственности, возрастной диапазон: 5 – 13 лет.
Особая секция конференции была посвящена проблемам перехода школы к режиму работы смарт, и главная проблема, по мнению участников, заключается в том, что у школы нет авторитетов в вопросах смарт. А на секции, посвященной экономике знаний, обсуждались не только экономические проблемы новой экономики, авторского права, но и социально-политические проблемы: смарт-безопасность, смарт-войны и прочее.
Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт
В время двух секций участники конференции могли наблюдать за жизнью «виртуальных миров», объединяющих реальных людей и виртуальные университетские площадки. В демонстрации приняли участие студенты и преподаватели из России, Норвегии и Великобритании. Например, было продемонстрировано обучение студентов-юристов через их участие в игровом судебном процессе: реальные участники виртуального процесса находились в разных городах и даже странах, но на экране в виде людей-аватаров они действовали в одном зале.
Участники решили провести в 2015 году следующую конференцию, на которой, кроме прочего, будут подведены итоги и награждены победители конкурса «Лучшие смарт-вузы, смарт-предприятия и смарт-регионы», объявленного на прошедшем форуме. Также одним из важных итогов конференции стало решение о создании на общественных началах Международного института развития смарт-общества, его партнерами выступят университеты России, Италии, Южной Кореи и Германии.
По словам директора Высшей школы бизнес-информатики Александра Олейника, основной результат работы конференции — определение существующих проблем понимания и развития смарт-общества. «Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт», — заключил Александр Олейник.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Олейник Александр Иванович
Директор Высшей школы бизнес-информатики
Фомичев Владимир Александрович
Профессор Кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Чумак Анастасия Сергеевна
Корреспондент Отдела новостей
Вам также может быть интересно:
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.
НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.
Олейник Александр Иванович
директор Высшей школы бизнес-информатики