Образование без грамотности и филология нам в помощь
Какими знаниями и навыками должен обладать грамотный человек в современном обществе? В чем разница между познанием и образованием? Используются ли «по назначению» понятия и термины, заимствуемые нами из других языков? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола «Есть ли место академической грамотности в российском образовании?», прошедшего в ВШЭ 18 ноября.
Модератором и основным докладчиком на круглом столе, организованном управлением академического развития ВШЭ, выступила заведующая кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук Ирина Короткина. Это мероприятие, на которое собрались преподаватели и исследователи из разных российских вузов, по замыслу Ирины Короткиной должно стать первым шагом к проведению в России большой междисциплинарной конференции, посвященной проблемам академической грамотности. В том, что эти проблемы носят актуальный характер, уверена директор Института развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ирина Гришина. Она вместе с коллегами принимала участие в большом исследовании, касавшемся данной тематики, и ситуацию с грамотностью на всех уровнях образования считает по меньшей мере тревожной.
Так, беспокойство вызывает низкое качество диссертаций, авторы которых, даже берясь за исследование по-настоящему интересных тем, «не могут сформулировать в них основную идею и тезисы». Многие представители академического сообщества, а также управленцы от образования (кстати, Ирина Гришина категорически против того, чтобы называть директоров школ «менеджерами») являются «инвалидами» в плане владения иностранными языками. Эта проблема особенно четко проявляется, когда их привлекают к международным программам и проектам (самый свежий тому пример — реализация проекта «Северный поток»). Все это, по мнению Ирины Гришиной, свидетельствует о том, что «формирование академической грамотности и обучение пользованию первоисточниками на иностранных языках нужно начинать уже с первых классов в школе».
Российская «версия» грамотности, как и представления о ней, застряли в прошлом, точнее в индустриальной эпохе, и никак не желают входить в эпоху цифровую — в этом, в свою очередь, убеждена Ирина Короткина. «Индустриальная эпоха умирает, а труп функциональной грамотности по-прежнему находится в нашей школе», — констатировала она. Кроме того, В России понятие «learning» («познание») склонны подменять куда более узким понятием «образование», а концепцию «life-long learning» — концепцией «непрерывное образование». Происходит это в том числе и потому, что в русский язык из английского активно «перетаскиваются» слова и термины, истинное значение которых широкой публикой не понимается. По мнению Ирины Короткиной, русский язык заимствует слишком много слов, не несущих никакого нового смысла, но «прицепляющихся» к своим русским аналогам в виде синонимических «бантиков». В качестве примеров таких заимствований были приведены слова «креативность» (по-русски «смекалка») и «эмпатия» (по-русски «сочувствие», «сопереживание»).
Участники круглого стола «Есть ли место академической грамотности в российском образовании?» |
Возвращаясь к теме возникновения новой концепции грамотности, Ирина Короткина отметила, что нынешняя смена представлений о ней и, как следствие, изменение подходов к образованию является третьей по счету за всю историю человечества. Впервые это случилось с изобретением письменности, второй раз — после изобретения Гутенбергом книгопечатного станка.
Новую грамотность можно рассматривать как «сумму» академической грамотности и грамотности цифровой, причем последняя современными детьми обретается вне школы. Австралийские исследователи, в частности, Билл Грин, предложили даже трехмерную модель новой грамотности, обозначив ее как l(IT)eracy. Осями, задающими это трехмерное пространство, служат операциональная грамотность (владение определенной системой языковых средств и знаков), культурная грамотность (владение багажом знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями) и критическая грамотность (умение оценивать имеющиеся знания и выдвигать и отстаивать новые гипотезы).
Но в российском академическом и образовательном сообществе воспринимать концепцию Грина пока не готовы. Как отмечает Ирина Короткина, академические умения здесь не только не развиваются систематически, но и «само представление о них, похоже, отсутствует». Российские специалисты овладевают навыками академического письма интуитивно, на основе подражания далеко не всегда грамотным, но традиционно сложившимся в отдельных дисциплинарных областях образцам. Слишком большой вес имеют формальные атрибуты, собственно обучение и познание сводятся к получению дипломов. Между тем в развитых странах (эта тенденция особенно сильна в Финляндии) люди, поступающие в университеты в самом разном возрасте, выбирают себе лишь те курсы, которые их интересуют, и, изучив их, оставляют университет.
Отмечена на круглом столе была и необходимость активизации роли российской филологии, которая сейчас устранилась от решения практических проблем. Филология как наука должна обрести свою социальную функцию — помогать людям, начиная со школы, анализировать тексты. Возможно, с этого маленького шага и начнется движение российского образования в сторону современной грамотности.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Онлайн-опросы как источник данных о населении
13 февраля Научно-учебная группа ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» провела круглый стол на тему «Онлайн-опросы как источник данных о населении РФ: наступает ли конец «большой эпохи» личных интервью?».
Права человека и управление интернетом
С 6 по 9 декабря в Баку прошла 7-я сессия Форума по управлению интернетом, в работе которой участвовала делегация Высшей школы экономики.
Открытые данные: новый рынок информационных услуг
15 июня в Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный открытию массивов данных, собираемых государством. Организатором его, помимо ВШЭ, выступил российский региональный офис международного консорциума W3C.
Открытый бюджет столицы: начало и перспективы
1 июня в Высшей школе экономики состоялся круглый стол, посвященный Открытому бюджету Москвы. Обсудить проблемы информационной открытости городских финансов собрались чиновники, эксперты, представители общественных организаций.
Век движения к свободе
16 мая в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Русский XIX век: власть, свобода, закон», организованный ВШЭ совместно с фондами «Либеральная миссия» и «Русское либеральное наследие». В центре дискуссии оказались труды историка Александра Корнилова, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.
Демократия в России приживется
29 февраля в Высшей школе экономики состоялся круглый стол, приуроченный к 12-летию фонда «Либеральная миссия» и выходу книги научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина «Приживется ли демократия в России».
Talalakina E. V., Yakusheva I. V. Academic Skills through Cases in American Studies. М.: НИУ ВШЭ, 2011
‘Academic Skills through Cases in American Studies’ is aimed at ESL college students at the Intermediate-high through Advanced levels of language proficiency. It is designed around eight country-specific (U.S.) cases that develop academic skills tested on international exams. The book covers major topics in the areas of academic reading, speaking and writing.
Экономические споры и уголовная ответственность
11 октября на факультете права ВШЭ состоялся круглый стол на тему «Введение института уголовной ответственности юридических лиц: pro et contra» — проблему обсудили разработчики законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц из Следственного комитета РФ и представители научного сообщества. Комментирует декан факультета права ВШЭ Евгений Салыгин.
Филология в поисках себя
4 апреля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Остается ли филология "царицей" гуманитарных наук?», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ совместно с журналом «Новое литературное обозрение».
На каком языке «говорит» прошлое
В начале февраля в рамках ежегодного симпозиума «Пути России», проводимого Московской высшей школой социальных и экономических наук, сотрудники Центра фундаментальной социологии (ЦФС) при ИГИТИ НИУ ВШЭ организовали секцию под названием «Репрезентация прошлого как ставшего событийного порядка».