• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От метафизики к любви

9 октября в Высшей школе экономики состоялась встреча с Рустамом Рахматуллиным, организованная клубом «Креативный класс» отделения культурологии факультета философии ГУ-ВШЭ.

Рустам Рахматуллин, получивший в 2008 году премию «Большая книга» за фантасмагорию «Две Москвы, или Метафизика столицы», на этот раз представил свою новую книгу «Облюбование Москвы: Топография, социология и метафизика любовного мифа».

Встреча представляла собой виртуальную экскурсию. Автор, нарисовав на доске довольно подробную карту исторической Москвы, стремительно провел участников мастер-класса по местам, запечатленным в историях любви реальных князей и графов, а также вымышленных литературных персонажей.

Идея книги заключается именно в том, чтобы через истории любви — вымышленные или реальные — картографировать Москву, типологизировать городское пространство.

Трудно не заметить игру слов в названии. «Когда я это название нашел, — говорит автор, — оно понравилось мне за свою двузначность. Во-первых, речь идет о пространственном развитии любовного мифа. Любовь, извините за тавтологию, облюбовывает Москву. Во-вторых, это, конечно, и авторское действие — автор тоже облюбовывает Москву».

А начиналась книга «Облюбование Москвы» со своей 217-ой страницы. Или с летучки в Независимой газете, на которой редактор издания Виталий Третьяков спросил архитектурного обозревателя Рахматуллина, почему тот до сих пор не написал про дом с барельефами в одном из Арбатских переулков. Речь шла о доме в Малом Могильцевском переулке (угол Плотникова, № 5/4), про который известно, что «домовладельцем был кандидат коммерческих наук Бройдо, архитектором — Николай Жерихов, а годом стройки — 1907-й». Барельеф изображает русских писателей, фривольничающих с дамами.

Написав про этот дом, Р. Рахматуллин понял, что эссе разрастается и перевоплощается в книгу. В общей сложности книга «Облюбование Москвы» писалась десять лет. Нужно было по возможности привести все мифы. Все эти годы автор припоминал недостающие сюжеты.

Когда речь идет о пространстве и о любви, трудно удержаться от вопросов, или хотя бы размышлений на тему «Где я могу быть счастливым».

Рустам Рахматуллин тут же разочаровывает — «книга не является пособием по счастью». «Можно пытаться советовать руководителям театров, где строить здания, чтобы театр был успешен, но нельзя советовать людям, где жить, чтобы они были счастливы, — поясняет автор. — Хотя можно прогнозировать, где следует жить, чтобы ваша личная история имела шанс стать городским мифом».

И все же связь между «метафизикой пространства» и вероятностью встречи с любовью существует. Р. Рахматуллин привел потрясающе наглядный пример — Камергерский переулок. «Это проход, горный перевал на речном водоразделе. Вы же все это чувствуете. Сюда хочется сворачивать, когда идешь вниз по Тверской. И это не оттого, что в Камергерском пешеходная зона, а от того, что Кузнецкий мост через Неглинную, которого нет уже 200 лет, располагался на продолжении Камергерского». И именно отсюда успех этой пешеходной зоны, где в хорошую погоду уже тяжело пройти между летними кафе, но идти туда все равно хочется.

Ян Левченко
Ян Левченко
Комментируя книгу, профессор кафедры наук о культуре Ян Левченко сравнил тактику автора с тактикой Юрия Лотмана, определив ее так: «Чтобы отправиться в XIX век, стоит отвернуться от мерзости века XX». «В «Облюбовании Москвы» нет ни слова о советском времени, — высказал свое мнение Я. Левченко. — Возможно, именно это дистанцирование позволяет говорить об «облюбовании», хотя обычно Москву принято ругать».

Р. Рахматуллин согласился, что все советское он любит не очень, но заметил, что в книге все равно его больше, чем кажется. В «Облюбовании» автор остановился где-то на границе 1960-х годов, так как не было уверенности в том, что более поздние истории любви «мифопоместительны». Кроме того, сейчас ведущая роль в создании массовых мифов принадлежит кино, а не литературе. И автор упоминает, пусть практически в послесловии, «Покровские ворота», «Военно-полевой роман», «Служебный роман» и еще несколько кинолент.

Доцент кафедры наук о культуре Ольга Рогинская попросила Рустама Рахматуллина посоветовать студентам, как нужно гулять по Москве, на что смотреть, чтобы лучше узнать город.

Выходить в город надо с книгой или гидом — это первое, на что обратил внимание Р. Рахматуллин. Если бродить по столице без книги или провожатого, прогулки могут быть интересными, но не будут эффективными с познавательной точки зрения. Надеяться на то, что удастся все приметить и рассмотреть самостоятельно, Р. Рахматуллин не советует. И тут же признается: «Я занимаюсь экскурсиями двадцать пять лет, а сегодня впервые увидел надпись через «ять» на Остоженке».

Р. Рахматуллин советует обязательно заходить во дворы, ведь «господа XVI–XVIII веков строились чаще посреди дворов, а то, что сейчас стоит на линии улицы, построено на месте их заборов». Войдя во двор, стоит оглянуться на заднюю стену дома, стоящего на линии улицы. Даже если фасад у дома совершенно не интересный, тыл может оказаться древним и отреставрированным. Но ведь даже увидев что-то интересное — клейма, особенности кладки и прочее, невозможно самому догадаться, на какое время они указывают. Дал Рустам Рахматуллин и конкретные советы по литературе — тем, кто интересуется историей владений, следует гулять по городу с книгами Сергея Романюка; тем, кто делает акцент на архитектуру, придется разориться на восьмитомник «Памятники архитектуры Москвы».

Можно гулять по Москве и с «Облюбованием», ведь все адреса и подробные описания в книге приведены. Но адреса автор рекомендует заранее переложить на карту, чтобы не путаться по ходу прогулки.

В завершение встречи Р. Рахматуллин дал студентам, интересующимся москвоведением, дополнительный стимул для творчества, рассказав, как много про Москву еще не написано. Нет книг о московском барокко, московской геральдике, московских барельефах, московских интерьерах.

PS: А после встречи одна из студенток ГУ-ВШЭ водила Р. Рахматуллина тайными ходами через двор Малого Трехсвятительского, 8/2 смотреть на заднюю стену дома, в котором жил Тютчев. И, подписывая ей книгу, Рустам Рахматуллин проставил не только дату, но и место.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.

«Арма», Гоголь-центр и сад Баумана: заработал аудиогид студентов ВШЭ по Басманному району Москвы

Аудиогид «Вокруг Вышки — Старая Басманная», созданный студентами департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, знакомит нас с достопримечательностями одного из старейших городских районов, ведущего свою историю с XIV века. Аудиогид размещен на открытой онлайн-платформе и доступен на двух языках — русском и английском.

Реинкарнация периферии

В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Сотрудники и выпускница ВШЭ приняли участие в создании проекта «Привет, Москва!»

В московском метрополитене начался масштабный образовательный проект «Привет, Москва!». Он превратит московский транспорт в «гида», рассказывающего пассажирам о городе в разных контекстах, и сделает ежедневный путь москвичей полезным и увлекательным. Среди тех, кто работал над проектом — сотрудники и выпускница Вышки.

Московское правительство ждет студентов с интересными проектами

16 апреля в НИУ ВШЭ прошла встреча руководителей московского правительства со студентами. Чиновники рассказали о перспективных направлениях развития Москвы, а студенты Вышки смогли узнать о возможностях стажировок в Правительстве Москвы.

«Мы продолжим вместе с вами делать город более комфортным и интересным»

В День российского студенчества мэр Москвы Сергей Собянин посетил Высшую школу экономики и поговорил со студентами о том, как развивается современный город.

Министр рассказал студентам Вышки, как устроена московская экономика

Из чего складывается бюджет Москвы, что происходит с инвестициями в городе и можно ли доверять официальной статистике? Новостная служба Вышки записала некоторые тезисы из лекции министра Правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Максима Решетникова, которую он прочитал на факультете экономических наук НИУ ВШЭ.

Кинематограф разрушает Москву, чтобы она развивалась

В Музее Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» профессор факультета гуманитарных наук Школы культорологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказал, как кинематограф на протяжении XX столетия менял облик столицы, навязывая (вменяя) городу различные, порой неожиданные роли.