Эксперты ВШЭ разработали новые подходы к оценке профессиональных навыков
Их идеи легли в основу декларации, которую заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова предложила подписать странам-участницам 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills. Он завершается в Казани 27 августа.
Вышка и WorldSkills
В школьном образовании есть несколько международных систем оценки качества: PIRLS, TIMSS и PISA оценивают знания, умения и навыки школьников по разным направлениям и в разные периоды обучения. А в среднем профессиональном образовании подобной общепризнанной системы не существует, хотя потребность в ней высока. По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, ее создание — «сложный интеллектуальный и политический вызов».
Эксперты Вышки решили ответить на этот вызов. За основу новой системы было предложено взять опыт международного движения WorldSkills — профессиональных состязаний, где молодые люди демонстрируют свое мастерство в прикладных профессиях (в терминологии WorldSkills — в «компетенциях»). Россия присоединилась к этому движению в 2012 году и уже в 2019 году получила право провести международный чемпионат в Казани — в нем участвуют более 1300 конкурсантов из 63 стран и регионов. С 2018 года интеллектуальным партнером WorldSkills Russia является Институт образования ВШЭ.
На мировом чемпионате WorldSkills в Казани Исак Фрумин представил руководителям образовательных систем России и других стран доклад «Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании». Доклад был подготовлен российскими экспертами при участии представителей международного движения WorldSkills из Австралии, Великобритании и Нидерландов под руководством Федора Дудырева, директора Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ.
Какие компетенции нужно учитывать
Авторы доклада проанализировали, какие традиционные и инновационные подходы к оценке навыков и квалификаций используются в разных странах, каков потенциал инструментов WorldSkills для объективной оценки образовательных результатов выпускников колледжей, что еще необходимо для создания современных систем оценки компетенций молодых людей, выходящих на рынок труда.
Оценочные процедуры, используемые на чемпионатах рабочих профессий, могут стать основой международного стандарта оценки качества обучения.
При этом оценивать нужно не только уровень профессионального мастерства, но и «навыки XXI века» — способность к коммуникации и кооперации, критическое мышление и проч., а также цифровые компетенции, без которых невозможно обойтись практически в любой специальности.
«Вместе с профессиональными навыками они должны позволить молодым людям быть профессионально и социально успешными, обеспечить их долгосрочную конкурентоспособность в быстро меняющемся мире», — говорится в докладе.
Зачем это нужно странам
Идея выработки единых подходов к оценке качества подготовки выпускников профессиональных колледжей и техникумов легла в основу так называемой Казанской декларации. Ее предложила принять странам-участницам движения WorldSkills заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. А министр просвещения РФ Ольга Васильева подчеркнула, что вопросы содержания среднего профессионального образования и оценки качества выпускников «волнуют сейчас всех в быстроменяющемся мире».
Как заявила Татьяна Голикова, для международного сопоставления национальных систем среднего профессионального образования необходимы единые критерии. Это поможет отслеживать уровень их прогресса с ориентацией на международный стандарт. С учетом своего положения в общем рейтинге каждая страна сможет корректировать национальную образовательную политику.
«Для дальнейшего изучения вопросов оценки качества среднего профессионального образования необходимо участие различных международных и национальных экспертных институтов, — считает Исак Фрумин. — Только объединение усилий всех заинтересованных сторон поможет обеспечить согласованное и поступательное движение к формированию современных стандартов и инструментов оценки навыков молодежи, выходящей на рынок труда».
Дудырев Федор Феликсович