Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия
3 февраля в Высшей школе экономики состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.
У 15 вузов, участвующих в программе «5/100», с первых дней работы возникли проблемы, ограничивающие их возможности по решению поставленных задач. Это связано и с недостатком ресурсов (финансовых, инфраструктурных и прочих), и с различными правовыми нормами, ограничивающими свободу маневра, например, при найме преподавателей или реализации совместных проектов. Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, его министерство хотело бы получить от ректоров предложения по решению этих проблем. Некоторые решения зависят и от других органов власти — на встрече также присутствовали заместитель министра труда РФ Любовь Ельцова и статс-секретарь — первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова.
Основная проблема — сокращение изначально запланированного финансирования проекта.
Основная проблема — сокращение изначально запланированного финансирования проекта. Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, привлечение в университеты сильных исследователей возможно только если предложить им достойную зарплату. Ректоры считают необходимым в рамках модификации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы восстановить изначальные цифры финансирования проекта, которые министр образования и науки изначально представлял премьер-министру. Без этого не удастся реализовать задачи, поставленные правительством.
Однако на сегодняшний день есть и другие ограничения.
Например, даже в ведущих вузах недостаточно развита инфраструктура — почти ни у кого нет единого кампуса, не хватает общежитий. Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров пожаловался, что в его университете есть здание, спроектированное для Ташкента, и зимой студенты там мерзнут. Необходимо провести аудит инфраструктуры университетов на предмет ее готовности к реализации программы 5/100.
Наше взаимодействие с зарубежными партнерами ограничено российским миграционным законодательством. Как рассказал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, есть всевозможные визовые барьеры, которые не позволяют российским вузам приглашать иностранных преподавателей на тот срок, на который необходимо. По словам ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета Петра Чубика, от высококвалифицированных специалистов ведущих зарубежных вузов при устройстве на работу в наши университеты требуют справку из органов МВД об отсутствии судимости.
Вузам, участвующим в программе 5/100, для достижения успеха необходима взаимная открытость, готовность делиться опытом, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Нужны совместные бакалаврские и магистерские программы, когда студенты слушают курсы в разных университетах, совместные семинары преподавателей, обмен лучшими практиками и другие формы сотрудничества. Это не менее важно, чем встраивание в международные сети, где к российским вузам нередко и зачастую незаслуженно относятся как к подмастерьям.
Чтобы вузы имели возможность повышать уровень преподавания, они должны иметь свободу маневра при продлении контрактов своих, российских преподавателей. В соответствии с Трудовым кодексом преподаватель раз в пять лет должен проходить конкурс, однако нормативная база такова, что это положение выполняется формально, и руководство вуза не может противостоять кафедре, которая продвигает своего сотрудника на новый срок. Ректоры ведущих вузов обращаются за помощью к Минтруду, предложив сделать условия контрактов преподавателей более гибкими, вводить более жесткие критерии качества.
Чтобы вузы-участники проекта «5/100» могли сообща взаимодействовать с внешним миром, было принято решение о создании их ассоциации как юридического лица.
Еще одно направление развития — взаимодействие университетов с научными институтами. По мнению ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, без серьезной интеграции вузов с институтами Российской академии наук «мы ничего не добьемся и фактически провалим программу 5/100». Речь идет или о полной интеграции, или о сотрудничестве в рамках университетского комплекса, когда научные институты сохраняют юридическое лицо. Возможные формы взаимодействия вузов, а также вузов и научных институтов будут записаны в законе об университетских комплексах, который разрабатывается в течение последних десяти лет, и в ближайшее время предстоит его активное обсуждение.
Чтобы вузы-участники проекта «5/100» могли сообща взаимодействовать с внешним миром, было принято решение о создании их ассоциации как юридического лица. Начата работа по формированию учредительных документов. Пока ее рабочее название, прозвучавшее в ходе встречи, — «Ассоциация университетов-участников программы повышения глобальной конкурентоспособности «Глобальные университеты».
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
________________________________________________________
В СМИ по теме:
Вам также может быть интересно:
«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»
В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал
На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.