Студенты на «дистанционке»: как грызть гранит науки?
Трек «Университеты» – одно из пяти направлений конференции EdCrunch on Demand, которая проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом «20.35» при поддержке Минобрнауки РФ и Mail.ru Group. С 8 по 10 декабря на интерактивной платформе эксперты мирового уровня представят способы внедрения digital-технологий в высшем образовании.
Эксперты конференции EdCrunch on Demand также обсудят одну из важных проблем современного высшего образования: как научить сегодняшних студентов работать с неопределенным будущим.
Лучшие практики цифровизации университетов помогут вузам двигаться в ногу со временем, избегать ошибок, экономить время и грамотно распределять бюджеты. Что важно – преподаватели могут принять участие бесплатно.
Запрос из будущего реален уже сегодня
Чтение данных, корректировка инфраструктуры вуза и процесса обучения на их основе, оценка рисков смешанного обучения и эффективности новых образовательных практик в онлайн-сфере, а также преимущества виртуальной реальности перед дорогостоящими лабораториями и конкуренции с онлайн-курсами — все это станет достоянием преподавателей и слушателей в ходе конференции.
Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи
Процесс перехода образования в новый формат продолжается, а это значит, что вопрос цифровизации остается актуальным. Технологии образования должны быть такими, чтобы дать качественное образование, а также научить жизненной стойкости и готовности к любым ситуациям. Объединение форматов офлайн и онлайн предоставляет большее количество возможностей для самореализации людей. Конференция EdCrunch on Demand – это уникальная возможность поговорить о том, как мы будем разговаривать друг с другом завтра.
Как может помочь «дистанционка»?
Как объясняет Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ, руководитель студенческой олимпиады «Я – профессионал», Вышка и ТГУ провели в этом году исследование, согласно результатам которого у студентов нет однозначной оценки дистанционного обучения. Кому-то нравится оставаться дома и получать информацию удаленно, кто-то беспокоится за свою успеваемость и социальную активность, а некоторые очень переживают за честность и прозрачность экзаменов. «Исследование проходило среди студентов 400 российских вузов, поэтому здесь мы охватили максимально возможное число учащихся. Если же говорить о Вышке, то мы давно планировали перейти на так называемый blended learning – смешанное обучение, – говорит Валерия Касамара. – Часть курсов преподаем вживую, а часть в онлайне. Правда, выполнить эту задачу мы думали где-то года через три. Но пандемия внесла свои корректировки, и мы сделали это уже сейчас». По ее словам, у студентов Вышки представлен аналогичный общероссийскому спектр мнений: есть те, кому что-то не нравится, а есть удовлетворенные процессом. Но последних больше, так как Высшая школа экономики смогла практически безболезненно встать на новые рельсы: «Да, поначалу, когда мы только ушли на дистант, у многих возникали проблемы со связью: лицензионный Zoom был не у всех преподавателей, поэтому через каждые 40 минут связь обрывалась. Но уже через две недели эта проблема была устранена: Вышка с запасом закупила лицензионное ПО для беспрерывного общения между студентами и преподавателями». Проректор ВШЭ рассказывает, что у некоторых ребят случались проблемы не с софтом, а с «железом». Кому-то нужен был ноутбук, кому-то – просто веб-камера или микрофон, а у некоторых студентов возникли проблемы с присоединением к занятиям. В первом и во втором случае вуз предоставлял все необходимые устройства, а в третьем помогали цифровые волонтеры – тоже студенты Высшей школы экономики. Они объясняли, как работать с новыми программами, притом не только другим учащимся, но и старшим коллегам. Сам образовательный процесс, несмотря на стремительный переход в онлайн, не пострадал. Лекции и семинары продолжились, студенты все так же могли задавать вопросы и участвовать в дискуссиях. Большинство из них не очень любят включать камеры, поэтому часто преподавателям приходилось разговаривать с черными окошечками, что, конечно, отражалось на вербальной коммуникации. Способность выполнять домашние задания и делать проекты также не пострадала у большинства студентов. Кроме тех, кто обучается на программах, где необходимы большие вычислительные мощности (IT, дизайн, разработка приложений и игр). У них возникли сложности с доступом к тем самым мощностям, ведь не у каждого компьютер с достаточной для всех профессиональных задач производительностью.
Валерия Касамара, проректор ВШЭ
Проблему удалось решить с помощью компромисса, согласно которому преподаватели несколько упрощали свои требования, чтобы на выполнение данных студентам задач не приходилось тратить много нервов и денег. Словом, мы преодолели все трудности и с достоинством проходим этот этап. Разве что проблемы социального характера преодолеть невозможно. Пока нас ненадолго отпустили в офлайн, я читала в глазах ребят радость и некоторое успокоение. Проходя по Покровке, я видела, что ребята были рады снова оказаться вместе, общаться, проводить друг с другом время, а не сидеть постоянно перед камерой у себя дома. Это было время расслабления, но сейчас мы снова сидим по домам. Правда, уже немного «накормленные» социальной интеракцией, которой нам так не хватало в первую волну.
Реальность действительно становится все менее предсказуемой, и важно использовать новые технологии для того, чтобы уметь справляться с вызовами.
Крис Диди, профессор Высшей школы образования Гарвардского университета
Есть причины думать, что следующая половина века тоже будет турбулентной. Я думаю, для всех будет лучше, если мы всё же подготовим будущее поколение к этим изменениям. Даже если они не произойдут — мы ничего не потеряем. У них останется прекрасное образование, которое поможет им быстро приспосабливаться к изменениям и быть лучше в инновациях и предпринимательстве. Если же мы будем бездействовать, нас точно ждут неприятности.
Ректор РГСУ Наталья Починок подчеркивает, что ситуация с учебой во время пандемии для всех непростая, и основная проблема не в том, что всем пришлось работать и учиться в условиях удаленного доступа, а в том, что пришлось переходить на дистанционные техники очень быстро. «Ведь аудиторная система складывалась веками, а тут счет шел на дни и недели. Многие оказались к этому не совсем готовы, – говорит Наталья Починок. – Чтобы выстроить нормальный образовательный процесс, недостаточно просто начать читать лекции в ZOOMе или скайпе». Для этого, по словам ректора РГСУ, нужна полномасштабная образовательная система, построенная во многом иначе, чем при аудиторном образовании, включающая программные продукты, нормативы и правила, место хранения видеоматериалов, контроль качества контента и еще многое другое.
Наталья Починок, ректор РГСУ
Нам в этом смысле было проще, потому что мы довольно давно работали над совершенствованием своей системы дистанционного образования, и к моменту начала пандемии все решения уже были. И сегодня мы видим, что работа в удаленном доступе имеет не только очевидные минус, но и важные плюсы. Студенты лучше воспринимают инфографику и слайды с экрана компьютера, чем на большом экране в аудитории. Все лекции записываются и выкладываются в СДО, и любой студент в любое время может повторить пройденное. Нет ограничений, связанных с размером аудитории и так далее. В целом же хочу сказать, что нет худа без добра.
По мнению ректора РГСУ, пандемия не просто поставила систему образования в очень жесткие условия, но и подтолкнула процессы цифровизации учебного процесса. В будущем это приведет к созданию комплексной образовательной модели, которая совмещает в себе и общение с преподавателем в аудитории, и лучшие технологии дистанционного образования.
Цифра не страшна!
Глобальные кампусы, университетские консорциумы и академическая мобильность, обмен студентами, degree-программами и данными — эти вопросы формируют новую повестку высшей школы.
Нина Яныкина, ректор Университета 20.35
Среди решений, которые мы представим на конференции, сервис образовательных подборок Steps, канал Go Online, проектно-образовательные интенсивы, Школа цифровой трансформации, Франшизы НТИ, Магистратуры НТИ, целый ряд сервисов для HR-подразделений. Все это уже сегодня доступно университетам и на конференции участники смогут подробно ознакомиться с сервисами и решениями и протестировать их.
Адаптивное дистанционное обучение, роль технологий в профессиональном обучении, вызовы в сфере учебной аналитики и взаимодействие студента и цифровой среды, а также технологии дополненной реальности и смешанное обучение — тоже представят спикеры EdCrunch on Demand.
В рамках трека «Университеты» на EdCrunch on Demand также пройдут мастер-классы и панельные дискуссии о будущем образовательной сферы, а ректоры ведущих университетов страны обсудят новые задачи высшей школы.
Кроме «Университетов», в программе конференции еще четыре тематических трека (EdTech, корпоративное обучение, школьное и дошкольное образование) и три панельные дискуссии EdCrunch Stage, презентации EdTech-технологий EdCrunch Product и лаборатории для коллективного обучения EdCrunch Labs. Каждый участник сможет получить награду за активность в EdCrunch Game, включиться в развлекательные интерактивы EdCrunch Morning и EdCrunch Night, посетить виртуальную выставку EdCrunch on Demand Expo и послушать ток-шоу и блиц-интервью с известными людьми в перерывах между выступлениями на EdCrunch Brake. Кроме того, на конференции будут названы полуфиналисты крупнейшего в мире конкурса EdTech-стартапов GESA, лидеры EDCRUNCH AWARD и победители EDCRUNCH PRODUCT.