«Экономическое образование должно быть не бизнесом, а миссией сильных университетов»
Соответствует отечественное образование уровню развития экономики, как сочетать новые технологии с живым обучением и зачем нужен проектный подход? Профессора ведущих вузов России обсудили будущее отечественного экономического образования в ходе сессии профессорского форума «Экономическое образование для экономического роста: постпандемическая перезагрузка».
Председатель Российского профессорского собрания Владислав Гриб, открывая сессию, напомнил, что общество было создано в 2016 году, сейчас в нем состоят 5500 преподавателей из 420 университетов, оно стало членом ассоциации университетских преподавателей ЮНЕСКО.
Владислав Гриб
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, предваряя свой доклад, пошутил, что отвечать за проблемы профильного образования и экономические неурядицы придется именно ему, поскольку его фамилия начинается на «а».
Проблемы отечественного образования определяются тем, что качество институтов не соответствует высокому уровню человеческого капитала, вследствие чего часть этого капитала выплескивается за границу
По мнению Александра Аузана, российской экономике не требуется столько мозгов, сколько выпускают российские университеты. Спрос на умы в России создают «Росатом», «Лаборатория Касперского» и другие конкурентоспособные на мировом рынке компании, но он недостаточен. «Мы имеем экономику XX века и образование XXI века», – констатировал декан экономического факультета МГУ.
Главным вызовом образованию Александр Аузан назвал поворот к активному использования искусственного интеллекта, поскольку замещаться будут работники аналитических профессий, построенных на четких алгоритмах, в том числе финансовых, экономических и юридических.
Александр Аузан
Он полагает, что ответом на вызовы будет использование преимущества естественного интеллекта – его творческий характер, следование этическим нормам: «Надо развернуть образование в сторону развития эмоционального интеллекта, учить экономистов шире – от математики до искусства и литературы». Необходимо развивать роль креативных индустрий в стране. Сейчас в среднем в мире они дают около 6,5% ВВП, в развитых странах сосредоточиваться 12%, в России – немногим более 2%. Ставку нужно делать на креативность студентов, полагает Александр Аузан.
Он обратил внимание на особенности поколения Z, «родившегося с айфонами в руках». Нынешние студенты могут одновременно слушать лекцию, искать нужные им термины в Google и сидеть в соцсетях. Следует задуматься, как использовать эти преимущества, устранив такие недостатки как недостаточная память и неумение сосредоточиваться. «Нам нужно воспроизвести людей с системным мышлением в следующем поколении, это будет непросто», – говорит Александр Аузан. Не стоит буквально следовать запросам работодателей, запрос которых на человеческий капитал сейчас невелик.
Лев Якобсон
Вице-президент ВШЭ, профессор Лев Якобсон полагает, что тезис Александра Аузана о несоответствии образования и развития экономики не вполне верен. По его мнению, далеко не вся отечественная экономика осталась в XX веке, а уровень образования не всегда соответствует веку XXI: «Наша экономика отстает не только из-за ресурсного проклятия, но и из-за того, чему мы учим».
Сама экономика и ее понимание быстро меняются, и университетам следует прогнозировать эту подвижность. Вице-президент ВШЭ отметил, что профессора не испытывают «щенячьего восторга» от цифровизации, но она стала реальностью, учить студентов в новых условиях, когда многие рутинные элементы профессии уходят.
Надо реализовывать новые принципы преподавания в проектном подходе, ставшем уже частью учебного процесса, и овладении современной наукой
ВШЭ превращается из исследовательского университета в проектно-исследовательский. Студенты постепенно переходят на индивидуальные траектории обучения компетенциям, необходимым в XXI веке. Новые принципы обучения размывают границы дисциплин, комбинируют их достижения, теоретические и практические навыки. Для повышения эффективности образования необходимо сотрудничество между вузами. Вышка, подчеркнул он, заинтересована в передаче своего опыта и изучении практик других университетов.
Декан факультета экономических наук ВШЭ Сергей Пекарский назвал ключевым вопросом перезагрузки экономического образования поиск баланса между фундаментальностью и практикоориентированностью. «Проблема, что мы понимаем под практикориентированностью», – заметил декан. Важно не сводить это понятие к набору инструкций и практик, которые могут быстро устаревать. Нужно учить студентов правильным компетенциям, развивать в них способности заниматься исследованиями, сказал Сергей Пекарский. Одновременно необходимо находить баланс между офлайн и онлайн-обучением. Он назвал противоречивым опыт использования новых технологий во время пандемии. «Когда студенты жалуются на снижение качества образования, надо понять в чем проблема. Если пожилой профессор не знает, где нажать кнопку, это одно. А как сочетать новые технологии с живым обучением – это другой вопрос, их можно и нужно правильно комбинировать», – подчеркнул декан.
Сергей Пекарский
Создание системы, где предусмотрен контроль за самостоятельной работой студентов, выстроен процесс сопровождения учебы, улучшит качество образования. Сейчас преподавателям бывает сложно работать со студентами, которые не всегда понимают, для чего учатся. Новые экосистемы образования следует построить так, чтобы стимулировать студентов правильно воспринимать цели образовательного процесса.
Одним из ключевых новых методов Сергей Пекарский назвал проектное обучение. Суть его, считает он, – помощь студентам в формулировании целей обучения. Он должен получить фундаментальные знания по ядру профессии, но половину предметов должен выбрать сам, главное, чтобы студент был мотивированным, подчеркнул декан.
Он полагает, что «экономическое образование должно быть не бизнесом, а миссией сильных университетов и факультетов».
По мнению Сергея Пекарского, на вопрос, нужно ли наращивать или снижать выпуск экономистов, нет простого ответа.
Когда речь идет о переизбытке экономистов, обычно имеются в виду слабые специалисты, не готовые развиваться
«Как быстро удастся изменить ситуацию, вопрос непростой, возможно придется в первое время сократить выпуск», – резюмировал он.
Директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Святослав Сорокин подчеркнул необходимость повышения уровня экономического образования в России, достижения его конкурентоспособности на мировом уровне. Сейчас, по его словам, поиск хорошего экономиста нередко становится сложной проблемой.
Потенциал экономических вузов следует развивать через междисциплинарное развитие, через проектные команды, создавая межуниверситетские коллаборации, что позволит подготовить классных специалистов.
Без качественных специалистов будут невозможны прорывы и реформы, экономическое развитие страны
Проректор Финансового университета Екатерина Каменева полагает, что главная цель цифровизации образования – это не учеба, а общение как академическое, так и личное, развитие индивидуальности студентов. Пандемия заставила внедрить многие новшества, повысить квалификацию преподавателей, одновременно открылись новые возможности работы с базами данных, их визуализации и машинного анализа. Важно, чтобы цифровые технологии использовались для развития как профессиональных, так и универсальных компетенций. Знание передовых технологий позволит выпускать не узких специалистов, а профессионалов с широкими компетенциями, способным разрабатывать и ставить задачи развития, уверена Екатерина Каменева.
В сессии также принял участие ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов.