«Нужно перестать комплектовать аспирантуру людьми без публикаций и научных тем»
11 марта на заседании ученого совета ВШЭ обсуждались перспективы развития диссертационных советов и подготовки аспирантов.
Новые диссоветы
Два года назад в университете была введена собственная система присуждения ученых степеней, напомнил первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. Появился широкий спектр новаций, которых нет в традиционной системе ВАК. Например, диссертацию можно писать и защищать на английском языке, вместо традиционного «кирпича» представлять коллекцию статей. Список журналов ВАК, где соискатели должны публиковаться, Вышка заменила собственным списком.
На сегодняшний день в университете действуют 17 диссертационных советов, в том числе по тем областям наук, которые отсутствуют в номенклатуре научных специальностей. Под каждую защиту диссертационный совет формирует комитет, состоящий из пяти ученых (один из них – представитель зарубежного университета), досконально разбирающихся в теме представленной диссертации, и именно комитет оценивает содержание работы.
«Самостоятельно присуждая ученые степени ВШЭ, мы остаемся частью российской системы научных кадров – наши дипломы имеют государственный статус», – подчеркнул Вадим Радаев.
Новая аспирантура
С учетом новых требований диссертационных советов университет за два года перестроил технологию приема в аспирантуру и содержание ее образовательных программ, рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Прием проводится в две волны – весной и осенью, причем 4\5 мест заполняются в первую волну, а дистанционно подают документы 86% абитуриентов. Почти половина абитуриентов имеет публикации, что создает основу для лучшего отбора. В этом году в аспирантуре выделено 453 места, впервые пройдет прием в пермском кампусе.
Доля защит по отношению к приему в аспирантскую школу различается в зависимости от диссертационного совета. Один из факторов, влияющих на показатели защит, – эффективность академической среды. Например, если аспиранты встречаются со своими научными руководителями реже, чем раз в месяц, то высоких показателей ожидать не приходится. По оценке Сергея Рощина, играет роль и включенность аспирантов в университетские проекты, их занятость в Вышке. Среди защитивших диссертацию доля работающих в университете – 75%, а среди аспирантов в целом – 42%. Точно так же чаще, чем в среднем, защищаются те, кто выбрал программу аспирантуры полного дня – академической аспирантуры.
За два года в новых диссертационных советах ВШЭ были защищены 117 диссертаций, из них каждая седьмая на английском языке. В основном защищаются выпускники аспирантуры Вышки, внешних соискателей немного.
Повысить качество приема
Ситуацию с количеством защит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал «печальной, но некритичной», порекомендовав деканам и научным руководителям факультетов внимательно и постоянно следить за организацией взаимодействия диссертационных советов с аспирантскими школами. Необходимы сигналы вовне о международной весомости степени, полученной в Вышке, – для этого, например, можно увеличить количество зарубежных ученых в диссертационных комитетах, увеличить долю англоязычных диссертаций и защит на английском. Ректор считает, что в 2020 году в ВШЭ должны состояться хотя бы 100 защит.
Сложившаяся практика приема в аспирантуру по большинству направлений, по оценке Ярослава Кузьминова, имеет низкую эффективность и нуждается в кадровых, финансовых и иных изменениях. «Нужно перестать комплектовать аспирантуру людьми без публикаций и без достаточно проработанных научных тем», – заявил он.
Уже в 2021 году можно было бы принимать 70% аспирантов с определенным грейдом качества публикаций, а в 2022 году – 100%. Также стоит отказаться от набора тех, чьи интересы не связаны с тематикой научных исследований Вышки, считает ректор. Для этого необходима поддержка научной активности студентов магистратуры в составе аспирантских школ. Такие студенты могли бы учиться по индивидуальным учебным планам – изучать в два раза меньше предметов, уделяя максимум внимания научной работе.
Создать стимулы студентам
Ярослав Кузьминов предложил платить студентам магистратуры, работающим в составе аспирантской школы, стипендию 50 тыс. рублей, и стипендию 70 тыс. рублей в период обучения в аспирантуре. «Это позволит создать “осязаемые” стимулы, чтобы не отпускать наших талантливых студентов в зарубежные университеты и привлекать талантливых студентов из других вузов», – подчеркнул он.
В результате в 2023 году в ВШЭ должны учиться аспиранты трех категорий, считает Ярослав Кузьминов: академические аспиранты, аспиранты – сотрудники Вышки, целевые аспиранты в рамках сетевого взаимодействия с другими университетами, полностью или частично финансируемые за их счет (уже есть примеры такого сотрудничества с ДВФУ). Можно вернуться и к рассмотрению возможности платной аспирантуры при условии сохранения столь же высоких требований, как в бесплатной. Также необходимо разработать организационную и финансовую модель продолжения работы с аспирантом после завершения срока его обучения, если университет в этом аспиранте заинтересован.
Ректор порекомендовал организовать поиск ученых международного уровня, которые могли бы руководить аспирантами. С зарубежными коллегами возможно взаимодействие онлайн, и это нормально для сегодняшнего дня. «Не надо бояться такого рода взаимоотношений. Их надо осваивать», – заключил Ярослав Кузьминов.