Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы
Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.
Вопросы задавали:
Ученик 2-го класса. Принимал участие в проектах «Лучше всех», «Золото нации», становился победителем и призером олимпиад по математике и робототехнике. Увлекается химией. Сейчас проводит исследование на тему «Могут ли дети в младших классах изучать химию?».
Помимо Ярослава Кузьминова, на вопросы школьников отвечали:
Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ
Ирина Потехина, замминистра просвещения РФ
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»
Джеф Маджионкалда, генеральный директор Coursera
Зачем ходить в школу, когда все есть в интернете?
Ярослав Кузьминов: В интернете полно готового знания, готовых ответов. Очень многие из них — неправильные. Правильный же ответ находится в споре при помощи доказательств, а для этого нужна группа людей — класс. Должно быть сообщество людей, а не каждый наедине со своим гаджетом.
Мои одноклассники часто специально не поднимают руку, и не отвечают, потому что боятся получить плохую оценку. Зачем в школе и университете вообще нужны оценки?
Марина Боровская: Оценки нужны для того, чтобы понимать, каким ты был вчера и каким стал сегодня. Сравнивать себя сегодня со вчерашним собой — это самая правильная позиция. Не бойтесь поднимать руку, когда есть шанс и возможность себя проявить. В любой аудитории не бойтесь задать вопрос. Умение задать вопрос — это важное качество.
Джеф Маджионкалда: Большую часть того, что вы выучите в жизни, вы узнаете не в школе. Это нормально — получать в школе оценки, так вы доказываете, что выучили что-то. Но в жизни вы в основном будете учить вещи, за которые не будут ставить оценок.
Как вы считаете, что лучше — учиться по учебникам или проводить эксперименты?
Ярослав Кузьминов: Проводить эксперименты лучше, но не каждый эксперимент можно провести. Вряд ли мы захотим устраивать землетрясение или возвращать рабовладельческое общество. Мы же не хотим делать никого рабом, чтобы посмотреть, каково ему приходится, а рабство проходить надо. Так что давайте учебники тоже не будем забывать.
Когда вместо учителей нас будут учить роботы?
Алевтина Черникова: А разве может робот заменить маму или друга? Робот нам поможет сделать какие-то очень сложные вещи, автоматизировать труд, но учителя робот никогда не сможет заменить, потому что учитель — это призвание, опыт, забота о своих учениках. И учителем может быть любой человек, которого вы будете уважать и слушать.
Я занимаюсь пением, но еще есть работа программиста. Как вы думаете, что лучше — программировать или петь?
Джеф Маджионкалда: Я думаю, для души надо петь, а для ума — программировать.
После того как закончишь школу, что лучше — пойти в университет или начать работать?
Ярослав Кузьминов: Лучше всего делать и то, и другое. У нас в университете две трети студентов со второго-третьего курса работают. Если студент сильный, умный, его с удовольствием берут работать на 3-4 часа в день в той сфере, в которой он учится. Если студент энергичный, но, может быть, пока не нашел хорошего работодателя по своей будущей профессии, он просто идет где-то подрабатывать, чтобы поддерживать свою семью — и это тоже нормально.
Почему учителей слушать не так интересно, как блогеров?
Ирина Потехина: Я тебя, наверное, удивлю, но есть совершенно замечательные учителя, которые умеют рассказывать гораздо лучше, чем блогеры. В этом году Министерство просвещения инициировало необычный проект — фабрику звезд для педагогов. Мы отбираем педагогов, которые могут провести урок не только в своем классе для 30 человек, но и на всю страну. Мы получили уже 2,5 тысячи заявок и наше жюри пока отобрало 150 человек. Мы подведем итоги этого конкурса на ярославском форуме «Проектория» и вы скоро увидите педагогов, которые могут держать миллионную аудиторию.
Ярослав Кузьминов: В мире несколько десятков миллионов учителей, и, я думаю, несколько сот миллионов блогеров. Я уверен, что подавляющее большинство блогеров гораздо менее интересны, чем средний учитель. Современные технологии позволят в самое ближайшее время — может быть, в следующем году, может быть, через год — отобрать лучших учителей, у которых можно будет изучать физику или литературу, и я уверен, что они будут интереснее и популярнее, чем обычные блогеры.
Зачем нужны сайты с видеоуроками, если есть Youtube?
Джеф Маджионкалда: Мне кажется, что обучение — это во многом про взаимодейтсвие с другими людьми. Учиться в одиночку — это иногда приятно, но учиться вместе с другими людьми приятно почти всегда. Поэтому важная особенность образовательных платформ — то, что там образуется сообщество. Это важная часть успешного обучения.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве
Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.