RSSLE-2014: летняя школа помогла освоить эконометрику
В Подмосковье завершила свою работу ежегодная VIII Российская летняя школа по экономике труда (RSSLE-2014), с 2007 года проводимая Лабораторией исследований рынка труда и кафедрой экономики труда и народонаселения ВШЭ. В этом году кроме лекций ведущих экспертов в области экономики труда и работы над индивидуальными проектами организаторы предоставили участникам возможность пройти серьезный курс по эконометрическим исследованиям.
Ежедневно слушатели проводили по два-три часа за компьютером, осваивая методы прикладного микроэкономического анализа. По словам автора практикума Анны Лукьяновой читать методологический курс в столь сжатые сроки непросто, но интересно. «Фактически получился экспресс-вариант курса «Прикладные методы анализа рынка труда», который я читаю магистрантам факультета экономики ВШЭ в течение двух модулей», — уточняет она.
Как рассказали организаторы школы, среди ее слушателей в этом году были и те, кто уже знаком с эконометрическими методами, и те, для кого она оказалась первым серьезным приобщением к эконометрике и методам, с помощью которых сегодня работают исследователи-экономисты во всем мире. В работе школы приняли участие исследователи и студенты из двенадцати российских регионов.
Мы надеемся, что насыщенная учебная программа этой школы позволит нашим участникам добрать необходимый опыт применения методов прикладного микроэкономического анализа и встроит их проекты в исследовательскую традицию labor economics, в которой первостепенное место занимают эмпирические исследования и прикладные эконометрические методы
«Мы надеемся, что насыщенная учебная программа этой школы позволит нашим участникам добрать необходимый опыт применения методов прикладного микроэкономического анализа и встроит их проекты в исследовательскую традицию labor economics, в которой первостепенное место занимают эмпирические исследования и прикладные эконометрические методы», — говорит один из руководителей школы, заведующий Лабораторией исследований рынка труда ВШЭ Сергей Рощин.
В качестве экспертов в работе школы приняли участиедиректор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова, исследователь из университета Модены и Института изучения труда (IZA) Анжелика Зайцева, доцент кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ Алексей Ощепков. В своих лекциях они рассматривали ключевые темы в области экономики труда, такие как проблемы миграции, минимальной заработной платы, неравенства, социальной мобильности и другие.
О Летней школе, своих проектах и планах рассказывают участники.
Денис Орлов, студент пермского кампуса ВШЭ
«В своем исследовании я изучаю разрыв трансферной (итоговой) и рыночной стоимости профессиональных футбольных игроков. Мне удалось выявить интересную закономерность: чем больше клубов участвует в переговорах, тем выше трансферная стоимость. Я планирую развивать эту тему в следующем году и по совету экспертов попробую использовать другой метод расчета стандартных ошибок. Это будет метод Бутстрапа, он позволит получить более точные значения коэффициентов сравнения с методом наименьших квадратов, который я использовал в исследовании».
Сергей Капелюк, доцент Сибирского университета потребительской кооперации
«Я уже второй раз приезжаю на школу, так как в России это одно из немногих мест, где можно представить проект в области экономики труда и получить комментарии и советы экспертов мирового уровня. В этом году я представил коллегам свой новый проект, посвященный изучению последствий ухода на пенсию для здоровья людей. Это первая попытка исследовать проблему на российских данных, и я получил уже достаточное количество рекомендаций как содержательных, так и методологических. Есть чем заняться по возвращении в Новосибирск».
Сергей Тер-Акопов, научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ
«Так как я по образованию математик (окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ), мне достаточно легко даются все прикладные методы, которые используются в эконометрике. Меня не перестает восхищать, насколько применимы эти методы на практике, и, наверное, именно поэтому я занимаюсь статистикой и эконометрикой, а не чистой физикой или математикой. Если говорить о конкретных сферах исследований, которыми я занимаюсь, то их несколько. Во-первых, это неравенство и бедность, во-вторых, социальные и экономические аспекты демографических процессов, в частности моя презентация на школе была посвящена влиянию различных факторов на рождаемость и смертность».
Ирина Рудалева, доцент кафедры экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета
«Я участвовала в первой Летней школе RSSLE-2007 и сейчас приехала второй раз. После первой школы я вернулась в Казань вдохновленная, со множеством идей о том, как можно использовать новое знание. Не могу сказать, что мне все эти идеи удалось воплотить. Надеюсь, что на волне интереса к эконометрических методам, которая наблюдается в последние годы, вторая попытка будет более успешной и полученные мною прикладные навыки вызовут интерес у коллег. Мне кажется, очень важно уметь использовать чужой опыт, обогащая им собственную исследовательскую и педагогическую практику».
Ирина Якупова, магистр Пермского государственного национального исследовательского университета
«Это первая моя Летняя школа по экономике труда, я представляла на ней результаты своего магистерского исследования. Его проблематика связана с изучением влияния показателей человеческого капитала на инвестиционную привлекательность города. Я получила ценные замечания от экспертов, касающиеся интерпретации полученных мною данных. Надеюсь за год собрать дополнительные данные и представить результаты их анализа экспертному сообществу уже в следующем году».
Элеонора Валимухаметова, студентка Башкирского государственного университета
«Невозможно проводить исследования в области экономики на мировом уровне, не используя эконометрические методы. И поскольку моя специализация связана с применением математических методов в экономике, мой научный руководитель Ирина Александровна Лакман порекомендовала мне подать заявку на эту школу. Мне повезло, меня отобрали, и мы вместе с Ириной Александровной стали ее участницами. Для меня было очень полезно послушать лекции экспертов, услышать их мнение о моем проекте, в котором я провожу оценку связи заработной платы и уровня безработицы в России. Я пытаюсь возродить традицию применения кривой Филлипса к анализу проблем безработицы (некоторые экономисты ставят под сомнение возможность ее использования). И еще эта школа помогла мне увидеть профессиональные перспективы: после беседы с Владимиром Ефимовичем Гимпельсоном я задумалась о поступлении в аспирантуру Вышки в следующем году».
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Гимпельсон Владимир Ефимович
Директор Центра трудовых исследований
Лукьянова Анна Львовна
Старший научный сотрудник Центра трудовых исследований
Рощин Сергей Юрьевич
Заведующий Лабораторией исследований рынка труда
Тер-Акопов Сергей Александрович
Научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни
Вам также может быть интересно:
В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям
1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.
«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»
С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.
Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников
Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике
Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».
Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ
В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»
В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.
Рощин Сергей Юрьевич
заведующий Лабораторией исследований рынка труда