• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика

Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика

© Высшая школа экономики

В апреле состоялась проектно-аналитическая сессия, посвященная итогам и перспективам развития дополнительного профессионального образования в университете. Ее участники обсудили, какие шаги необходимо предпринять, чтобы амбициозные цели, обозначенные в Программе развития НИУ ВШЭ в части роста сегмента ДПО, были выполнены, а в идеале даже перевыполнены. В роли модератора выступил старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров.

Рынок растет, диплом Вышки в цене

Руководители консалтингового агентства ProductHub Евгений Паршин и Никита Булгаков представили результаты исследования, посвященного анализу рынка ДПО и положению НИУ ВШЭ на этом рынке.

Один из ключевых выводов — рост рынка в денежном выражении с 2019 по 2023 год на 65%. С 2021 года заметно выросла доля компаний EdTech, при этом рынок смещается в краткосрочные и практико-ориентированные программы, в которых преобладают следующие направления: дизайн и искусство, IT, маркетинг и коммуникации, анализ данных. Прогнозируется, что к 2030 рост составит еще 100–150%, точки роста — крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень).

Сильные стороны НИУ ВШЭ, выявленные в ходе анализа, — прежде всего широкий спектр программ (более тысячи, и здесь Вышка опережает другие вузы); преподаватели; признание на российском и мировом уровне. «Диплом или сертификат Вышки ценится высоко. Если человек прошел здесь обучение, он обладает необходимыми знаниями», — констатировал Никита Булгаков. Слушатели программ ДПО ВШЭ также высоко оценивают гибкость формата обучения, легкость заключения договора.

По итогам опроса целевой аудитории ДПО отмечено, что люди готовы учиться чаще. Неожиданный вывод — в будущем году жители Санкт-Петербурга готовы платить за обучение больше, чем жители Москвы. Из всех форматов лидирует онлайн. Аргументами в пользу госвузов (при сравнении с EdTech) являются опыт взаимодействия с ними и репутация.

ProductHub рекомендует организаторам ДПО в НИУ ВШЭ фокусироваться на коротких программах (до 2–3 месяцев), активнее экспериментировать с ИИ, новыми форматами и процессом обучения, предоставлять слушателям как можно больше гибкости в графике, персонализировать программы под каждый сегмент.

«Качественный контент и качественная упаковка»

Еще одна рекомендация ProductHub — обратить внимание на опыт корпоративных университетов, потенциальных лидеров в трансформации ДПО. Результаты исследования «Корпоративные университеты России — 2024» представила заместитель директора ВШБ НИУ ВШЭ Наталья Шумкова, один из авторов исследования, проведенного при финансовой поддержке СберУниверситета. 58 корпоративных университетов ведущих компаний и правительств субъектов Российской Федерации приняли участие в исследовании волны 2024 года.

Наталья Шумкова
© Высшая школа экономики

Шумкова отметила, что в течение трех лет среднегодовой бюджет корпоративного университета остается стабильным (1,1–1,2% ФОТ), несмотря на экономическую и политическую неопределенность. Целевой аудиторией корпоративных университетов крупного российского бизнеса совокупно является более 3,5 млн трудоспособных граждан России, и предназначены они для всех сотрудников компании, а не только для управленческого состава. Многие КУ не отказываются от работы с внешними клиентами, развивая таким образом свою образовательную экосистему, и вовлекают в свои программы сотрудников компаний-клиентов, поставщиков, студентов партнерских вузов и ссузов, школьников.

Доля онлайн-обучения составляет 64% и включает в себя онлайн-курсы, видеоролики и другие образовательные решения в том числе в формате микрообучения, которые помогают работать по принципу «изучил сегодня — применил завтра». Более 70% программ в портфеле корпоративного университета интегрируют в себе несколько типов навыков: цифровые, социальные и профессиональные, при этом доля профессиональных навыков составила 55%.

Отвечая на вопрос модератора, есть ли в корпоративном обучении место для проектов крупного бизнеса с госвузами, Наталья Шумкова отметила, что взаимодействие компании с вузами и ссузами является одним из видов деятельности корпоративного университета, это подтвердили 62% участников исследования. НИУ ВШЭ, включая Высшую школу бизнеса, является наиболее востребованным вузом, бизнес-школой в рамках образовательного партнерства. По мнению эксперта, это отношения партнерства, а не конкуренции: «Каждому корпоративному университету нужен внешний сильный партнер для определенных целевых аудиторий, который обладает экспертизой не только в предмете, но и в создании качественного образовательного опыта».

ДПО как драйвер развития Вышки

Андрей Лавров в своем докладе констатировал, что за последние несколько лет в университете изменилось отношение к дополнительному образованию как к одному из ведущих направлений деятельности, особенно с учетом зафиксированных в интегрированной Программе развития НИУ ВШЭ показателей по ДПО: к 2030 году контингент обучающихся в этом сегменте должен вырасти в 2 раза, а доходы — в 2,5 раза. При этом было отмечено, что в области основного профессионального образования как раз есть ограничения в росте контингента, а следовательно, и доходов, что открывает новые возможности для факультетов при усилении внимания к развитию дополнительного профессионального образования.

Андрей Лавров
© Высшая школа экономики

В 2024 году в университете была зафиксирована рекордная динамика роста доходов от ДПО — 22%. По оценке Андрея Лаврова, это позволяет выйти на хорошую траекторию и в перспективе выполнить заданный КПЭ, но о суперопережающих темпах говорить пока рано. Исключение — нижегородский кампус, где рост составил 127%. «Точкой применения наших усилий должны быть программы в расчете на те регионы, где Вышка присутствует и где может присутствовать благодаря онлайну, сетевым ресурсам и университетским партнерствам», — считает старший директор НИУ ВШЭ.

По его оценке, люди хотят учиться «не один раз два года и на всю жизнь, а по три дня два-три раза в год всю жизнь». Важный тренд — рост категории слушателей 45+, важной и зачастую платежеспособной аудитории, рынок для которой сегодня практически пуст.

Андрей Лавров подчеркнул, что корпоративная информационная система (КИС) ДПО, действующая в Вышке, позволяет организовать управление на основе данных, и к этому надо стремиться. «Мы открыты к диалогу, — обратился он к коллегам из подразделений. — Если есть запрос на данные по вашим программам, обращайтесь в Операционное управление ДПО». В числе задач общеуниверситетской программы «Фонд развития ДПО» — стимулирование анализа и прогнозирования, качественное обновление системы ДПО, новые форматы и технологии.

Старший директор также сообщил, что в структуре PR-блока будет создано Управление операционного маркетинга, которое окажет подразделениям поддержку в создании продукта, его продвижения и продаж. Планируется запустить Акселератор программ ДПО, в рамках которого по желанию подразделений будет организована совместная работа по созданию новых продуктов и переупаковке действующих.

Основано на данных

Об использовании аналитики в ДПО как основы принятия управленческих решений рассказала начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун.

Она пояснила, что сейчас КИС ДПО содержит лишь таблицы с данными, но на их основе может быть сформирована управленческая аналитика для руководителей подразделений, которая поможет им понять ситуацию с портфелем программ, контингентом, финансами. Например, можно будет оценить эффективность вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов в те или иные программы, понять, почему некоторые слушатели бросают учебу, и т.д.

Оксана Жгун
© Высшая школа экономики

Первый шаг уже сделан — создана система дашбордов, на которых данные отражаются в виде инфографики и регулярно обновляются. Операционное управление ДПО готово подключить к ним коллег по запросу в тестовом режиме. «Это поможет находить инсайты для дальнейшего развития портфеля программ и его обновления», — отметила Оксана Жгун.

Она уточнила, что достоверность и чувствительность данных зависит от качества работы менеджеров в учетной системе — насколько оперативно и корректно они формируют и обновляют информацию о заключении договоров, приказах о зачислении, дополнительных соглашениях со слушателями и прочем.

Помимо управленческой аналитики, есть образовательная аналитика — системный процесс сбора, анализа и интерпретации данных об учебной деятельности для повышения эффективности образовательных процессов. Для комплексного анализа здесь важны данные не только из LMS, но и из учетной системы.

Оксана Жгун подчеркнула, что Операционное управление ДПО продолжает оставаться открытым для консультаций по вопросам развития ДПО в подразделениях.

Вам также может быть интересно:

«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов

Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»

НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.

Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять

Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.