• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поступая в магистратуру другого вуза, бакалавры должны получать отсрочку от службы в армии

7 июня в Государственном университете — Высшей школе экономики прошло заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации.

На заседании рассматривались три вопроса. Заключение общественной экспертизы законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем послевузовском профессиональном образовании" (в части установления уровней высшего профессионального образования). Руководителем рабочей группы по этому вопросу является ректор ГУ-ВШЭ и председатель Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов. Заключение общественной экспертизы законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязательности общего образования). По этому вопросу выступила руководитель рабочей группы Любовь Духанина. И, наконец, третий вопрос, который был рассмотрен, — утверждение итоговых рекомендаций общественных слушаний Общественной палаты РФ "Экспертиза приоритетного национального проекта "Образование". Краткий доклад по этому поводу сделал заместитель председателя Комиссии Александр Адамский.

Вел заседание Ярослав Кузьминов. Он вкратце описал повестку дня и обозначил основные проблемы по ключевым вопросам. Начал Ярослав Иванович с вопроса о введении уровней профессионального высшего образования.

В настоящее время Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням:

  • "бакалавр" (срок освоения основных образовательных программ — не менее четырех лет);
  • "дипломированный специалист" (срок освоения основных образовательных программ — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);
  • "магистр" (срок освоения основных образовательных программ — не менее шести лет).

Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования законом не установлены, условия перехода с одной ступени на другую не определены. Преобладает линейный подход к формированию основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Законопроектом бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования. Лицензирование и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Законопроектом устанавливается нормативный срок обучения по программам бакалавриата — от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности), для обучения по программам магистратуры на базе бакалавриата срок обучения — два года, срок обучения по программам подготовки специалиста — не менее 5 лет.

Законопроект предлагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.

Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен позволить сократить число специальностей и направлений подготовки. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, куда сегодня идут многие выпускники вузов — дипломированные специалисты. Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а профессиональная (в том числе углубленная и межотраслевая, междисциплинарная) специализация будет происходить на втором уровне — в магистратуре или "специалитете", исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой.

Однако с переходом к двухуровневой системе высшего образования связаны и некоторые проблемы. Так, например, Ярослав Кузьминов отметил, что сейчас в сфере высшего образования чрезвычайно распространены различные нарушения и просто откровенно коррупционные механизмы. Дипломы покупаются и продаются. Новая система, безусловно, прогрессивна, соответствует Болонскому процессу, участником которого Россия является с 2003 года. Но если не обеспечить должного контроля, как государственного, так и общественного, то с введением бакалавриата и магистратуры по сути ничего не изменится. Система быстро приспособится к новым условиям, и дипломы бакалавров точно так же будут продаваться, то есть мы придем к такой же профанации высшего образования, которую часто имеем сейчас. В том числе способствовать этому может установление слишком малого срока обучения на первой ступени — "бакалавр". Это снизит качество образовательных стандартов. В связи с этим Общественная палата считает, что в условиях, когда срок получения среднего (полного) общего образования в России составляет 11 лет, в то время как в большинстве стран Болонского процесса этот срок равен 12 и более годам, целесообразно установить нормативный срок освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме для получения квалификации (степени) "бакалавр" — четыре года.

"Ряд ректоров настаивает на необходимости сохранения непрерывного пятилетнего образования для некоторых специальностей. Мы согласились с этим, но Минобрнауки России при этом должно быть уверено, что 70% таких выпускников трудоустраиваются по специальности. То есть вузы имеют право сохранять "специалистов", но финансироваться такая ступень обучения будет по результативности. Если трудоустраивается по специальности 20% выпускников, то и финансировать надо обучение только этих 20%", — сказал ректор ГУ-ВШЭ.

Второй проблемой, отмеченной Кузьминовым, являются правила поступления в магистратуру. С 1 января 2008 г. вступает в силу новая редакция подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с новой редакцией право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме в вузах, имеющих государственную аккредитацию. При этом право на такую отсрочку от призыва на военную службу сохраняется только за гражданином, продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении. По словам Кузьминова, это важный вопрос, требующий решения. Это ограничение не только создает необоснованные препятствия для академической мобильности бакалавров, но ставит в неравное положение студентов, обучающихся по программам бакалавриата в вузах, где есть магистратура, и студентов, обучающихся по программам бакалавриата в вузах, где нет магистерских программ. В связи с этим Общественная палата предлагает убрать из закона слова о "том же образовательном учреждении".

Однако в целом заключение Общественной палаты по изменениям в законодательство в части установления двухуровневой системы высшего образования — положительное.

Не так все просто оказалось со вторым вопросом повестки дня — заключением общественной экспертизы законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязательности общего образования). "Это очень сложный вопрос. Введение обязательного общего образования может вылиться в профанацию — мы видим это на примере профессиональных лицеев, — сказал Ярослав Кузьминов. — Люди идут туда получать профессию, чтобы как можно скорее пойти работать, а их нагружают еще и общеобразовательными предметами. В результате нескладывается ни с работой, с учебой. В законе предполагается, что нет мотивационной проблемы в вопросе получения общего образования, а между тем она есть". Но указанная Кузьминовым проблема — это не самая большая претензия к закону об обязательном общем образовании. "Обязательность общего образования увеличивает права и обязанности родителей и государственных организаций, но применительно к детям — это декларативная норма и каких бы то ни было санкций за ее неисполнение для них установлено быть не может. То есть применительно к детям это никак законодательно не обеспечено", — рассказывала собравшимся руководитель рабочей группы по этому вопросу Любовь Духанина.

Заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Наталья Третьяк, которая присутствовала на заседании Комиссии, заметила, что "имеет смысл закрепить в законе обязанности и ответственность родителей за нарушение в сфере получения детьми обязательного общего образования, только ответственность надо вводить за препятствование". Она сообщила, что соответствующий законопроект готовится в Минобрнауки России.

Ярослав Кузьминов обратил внимание членов Комиссии и представителя Минобрнауки России на то, что понятие "обязательное общее образование" неизбежно трактуется как обязанность гражданина, получающего это образование, а не государства и родителей, которые должны обеспечить саму возможность получения этого образования. "Идея президента благая (именно Владимир Путин предложил ввести обязательное общее образование — прим. ред.), но воплощена она из рук вон плохо. Целый ряд формулировок никуда не годится. Не прописаны обязанности государства — это плохо. В таком виде это просто набор деклараций. Я предлагаю этот законопроект не поддерживать", — сказал Кузьминов.

В конечном итоге, после уговоров со стороны госпожи Третьяк, члены Комиссии Общественной палаты все-таки сменили гнев на милость и не стали совсем отвергать законопроект, но приняли по нему весьма жесткое решение — доработать, предложить исключить понятие "обязательности", прописать обязанности и ответственность государства и родителей.

Последним на заседании Комиссии выступил Александр Адамский. Он рассказал о рекомендациях слушаний Общественной палаты РФ "Экспертиза приоритетного национального проекта "Образование".

"В слушаниях приняли участие около 700 человек, которые заседали два дня. В результате были приняты следующие рекомендации. Первое. Необходимо ввести оплату труда учителей по результативности. Не только по часам, но и по эффективности. К оценке надо привлекать родителей. Второе. Нормативно-подушевое финансирование может приводить к закрытию школ. Но это можно делать только при наличии общественного согласия по таким вопросам. Бездумная оптимизация опасна. Необходимо обеспечивать качественное образование для каждого вне зависимости от его местожительства. Третье. При оценке качества образования должны применяться как формальные, так и неформальные методы. Сейчас единственный критерий — это ЕГЭ. А необходимо оценивать еще и по успешности социализации учеников. И, наконец, последнее — необходимо увеличивать общественное участие в оценке и функционировании образовательных учреждений", — сказал Адамский.

Кузьминов заметил, что еще надо закрепить некий минимально допустимый уровень оплаты труда учителей. "Ни о каком национальном проекте нельзя говорить, если не будет выхода на определенный социальный контракт учителя и общества", — сказал он.

По итогам заседания Комиссии 7 июня можно констатировать, что реформа образования, которая была инициирована "сверху", сейчас приобретает гораздо более реальные очертания, чем это было до сих пор. Она становится более продуманной, и, видимо, не последнюю роль здесь играет участие Общественной палаты и та широкая дискуссия, которая была ею инициирована. Это позволяет надеяться, что в сфере как школьного, так и вузовского образования процесс реформирования окажется успешным.

 

Дмитрий Европин, обозреватель Экспертного канала ВШЭ — OPEC

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Ректор ВШЭ войдет в новый состав Общественной палаты

Президент РФ Владимир Путин предложил Ярославу Кузьминову войти в очередной состав Общественной палаты. Новые принципы ее формирования предусмотрены законом, подписанным в конце декабря 2013 года.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ

Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?

27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.

Михаил Блинкин вошел в состав общественной палаты Москвы

5 апреля указом мэра Москвы утверждена вторая треть состава общественной палаты города. В нее вошли директор Института экономики транспорта и транспортной политики В ШЭ Михаил Блинкин ,президент «Опоры России» Александр Бречалов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев, председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев, народный артист Денис Мацуев, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, режиссер Карен Шахназаров, телеведущий Максим Шевченко и глава экспертного совета Probok.net Александр Шумский.

Прикладной бакалавриат: образование выше среднего

4 февраля в ВШЭ прошло первое заседание рабочей группы Ассоциации ведущих вузов в сфере экономики и менеджмента (АВВЭМ) по развитию прикладного бакалавриата. Группа была создана в декабре прошлого года на общем собрании АВВЭМ, ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.

В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов

26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.

Education in Figures: Pocket Data Book. — M.: HSE, 2012

The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.