«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.
Начиная дискуссию, генеральный продюсер фестиваля Telling Stories и заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала, что одна из главных задач факультета состоит в том, чтобы научить студентов «рассказывать» истории. Она предложила спикерам поделиться их собственными жизненными и карьерными историями и ответить на вопрос, откуда вообще берутся истории и как можно научиться (и научить) их создавать.
«Я на самом деле верю, что истории фиксируют нашу жизнь и определяют то, кем мы являемся», — считает Намгей Зам, независимая журналистка, медиа-тренер и исполнительный директор Ассоциации журналистов Бутана. Она уверена, что, рассказывая собственную историю, необходимо быть честным и откровенным с самим собой и внимательным к своей индивидуальности.
По мнению продюсера и президента фонда «Академия российского телевидения» Александра Акопова, для того, чтобы рассуждать о развитие индустрии, каждому из нас необходимо научиться рассказывать о себе и собственной жизни открыто и без стеснения. «Я постоянно разговариваю об историях, потому что мы занимаемся этим на ежедневной основе. Есть одна серьезная проблема, с которой сталкиваются люди, желающие быть true to yourself. Это проблема культуры — не только русской, а, скорее, европейской. Мы прекрасно знаем, что любой американец, будь то школьник, электрик или Стивен Спилберг, легко рассказывает о себе. Это нормально. Для нашей культуры, к сожалению, нормально сидеть в углу и ждать, пока вам дадут слово. Это одна из главных проблем, которые существуют в нашем обществе, поэтому для того, чтобы начать говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?". Если мы сегодня начнем этим заниматься, возможно, через 30-40 лет наши дети и внуки поймут, что рассказывать о себе — не стыдно, потому что это нормальный способ выживания в окружающем мире».
Рассказывание историй — это, наверное, единственный способ хоть как-то ответить на вопросы и хоть что-нибудь понять
Дать людям рассказать о себе — именно так звучала идея проекта lookatme.ru, который возник 12 лет назад. Его, а также издания The Village, Furfur, Wonderzine и Hopes&Fears, придумал Василий Эсманов — ныне медиаэксперт и сооcнователь бюро MAKE SENSE. «Меня всегда интересовала история как самый надежный «транспорт» для передачи веры и убеждений, — сказал он. — Сейчас мы все вынуждены задавать вопросы о том, кто мы такие, кто мы друг другу и что с нами будет. Рассказывание историй — это, наверное, единственный способ на эти вопросы хоть как-то ответить и хоть что-нибудь понять».
Рассказыванием историй активно увлечены не только различные медиа, но и индустрия моды. По словам Анзора Канкулова, журналиста, креативного директора фестиваля Telling Stories и руководителя направления «Мода» Школы дизайна ВШЭ, в мире дизайна слово «сторителлинг» сейчас тоже крайне актуально: «Для меня история — это создание мира, и он может создаваться разными способами. А благодаря современным технологиям стало возможным создание не просто истории, а нового мира, вселенной, в которую ты можешь погрузиться через визуальные образы и объекты».
Историей собственной жизни со слушателями поделился хедлайнер фестиваля Йонас Кьелльберг, сооснователь компании Skype, основатель Player: IO, инвестор, автор нескольких книг и преподаватель программ MBA в Стэнфордском университете и Стокгольмской школе экономики. Он рассказал о множестве проектов, идей и стартапов, в которых он принимал участие в качестве инвестора или создателя. По его словам, из 50 компаний, к созданию которых он был причастен, многие не выжили, а другие процветают, хотя в их успех никто особенно не верил (Например, компании «Lamoda» и «Авито»). Кроме этого, он стал преподавателем, выпустил несколько книг и все время занимался тем, что было ему по-настоящему интересно. «Мы часто слышим вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Я до сих пор не знаю, кем буду, когда вырасту, — признался он. — Моя мама очень разочарована во мне, потому что думает, что у меня нет нормальной настоящей работы. Она говорит: «Ты не можешь просто ездить по миру и разговаривать, это плохой пример для твоих детей. Посмотри на твоего брата, он работает в большом банке». Я правда не знаю, кто я, чем я занимался до этого, но знаю, чем я хочу заняться завтра. Я хочу работать с людьми, которые мне нравятся. И я посоветовал бы каждому пробовать и делать то, что хочется».
Американский кинорежиссер и оператор (сериалы «Игра престолов», «Клан Сопрано», «Секс в большом городе», «Черные паруса» и многие другие) Алик Сахаров стал хедлайнером фестивального направления «Кино», а еще встретил в Москве свой день рождения. Отвечая на вопрос, он рассказал: «Прежде всего, нужно понимать, что именно вы хотите сказать. Это цель должна быть четко выражена если не для всех, то для вас. Вы должны знать, к чему вы бежите. Режиссер — это человек, который несет факел, это лидер, за которым будет следовать команда. Если вам есть, что сказать, следуйте этому и старайтесь быть честны с собой».
Канкулов Анзор Жамалович
Руководителя направления «Мода» Школы дизайна
Ривчун Татьяна Евгеньевна
Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года
В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».
«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»
Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах
17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.