«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.
Семинар прошел в смешанном формате: часть коллег находилась в аудитории, часть присутствовала онлайн. Вела дискуссию директор по образовательным инновациям ВШЭ Оксана Черненко.
Цифровизация сверху и снизу
Участникам семинара были представлены результаты масштабного исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», проведенного командой ученых из 13 российских вузов под эгидой ВШЭ и Томского государственного университета.
Директор Центра социологии высшего образования ВШЭ Евгений Терентьев рассказал о выводах, сделанных в рамках этого исследования по результатам трех волн масштабных социологических опросов студентов, аспирантов и преподавателей.
В частности, доля студентов, считающих, что дистанционная среда позволяет эффективно обучаться и получать нужные результаты, за время пандемии увеличилась с одной трети до трех четвертей. Половина студентов сегодня характеризует гибридную форму обучения как наиболее продуктивную. Почти три четверти преподавателей утверждают, что именно она станет реальностью в будущем, а раньше с этим соглашалась только треть опрошенных.
При этом, отметил Евгений Терентьев, и студенты, и преподаватели убеждены, что тотальный переход в онлайн не позволяет обеспечить качество образования, что он несет угрозу процессам социального взаимодействия внутри университетов, ограничивает возможности живого общения.
Еще один вывод — что в условиях дистанционного обучения обостряется проблема академической нечестности и для ее решения необходимы новые методики. Другая проблема — психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Здесь данные оказались тревожными: у 20% студентов проявляются симптомы депрессии средней тяжести и тяжелой депрессии. Необходимо достраивать инфраструктуру, наращивать психологическую поддержку и вкладываться в развитие преподавательского мастерства.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов ВШЭ Иван Груздев рассказал, что еще до ухода в онлайн в ходе опросов преподавателей выяснилось: цифровизацию образования они воспринимают как два движения — сверху и снизу. Сверху — это когда администрация вуза насаждает цифровые инструменты (корпоративные системы, массовые онлайн-курсы), а снизу — когда студенты передают преподавателю свои коммуникативные привычки и он начинает, например, общаться с ними в Telegram, что в целом идет на пользу учебному процессу.
Иван Груздев подчеркнул, что, с одной стороны, методики преподавания при переходе в онлайн почти не изменились — в Zoom они те же, что и в обычном формате. Но даже тот факт, что все преподаватели начали массово использовать видео-конференц-связь, свидетельствует об их профессиональном энтузиазме. Многие быстро освоили цифровые инструменты, повышающие вовлеченность студентов, активно экспериментировали и в результате сами, без централизованных указаний, адаптировались к новым условиям, пытаясь нащупать на практике совершенно другие форматы.
Содержательная отдача
Мастер-класс для участников семинара провел первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. Он поделился своим преподавательским опытом использования программы Perusall, с помощью которой удается вовлекать студентов в чтение и обсуждение сложных академических текстов. Сам он ознакомился с этой программой более двух лет назад, был первым в университете, кто стал ее применять в учебном процессе, и сейчас круг ее пользователей расширился. Программа проста в использовании, ее можно освоить за несколько минут.
Вадим Радаев констатировал, что сегодняшние студенты все меньше читают сложные академические тексты. При этом обучение, особенно в социально-гуманитарных науках, основано на таких текстах, они становятся «тренажерами по выработке понимания», развивают аналитические способности, критическое мышление, умение фильтровать чудовищные объемы информации, вырабатывать и находить смыслы. Необходимо побудить студентов не просто просматривать тексты, а осмысленно к ним относиться и самостоятельно с ними работать.
Программа Perusall, рассказал первый проректор ВШЭ, помогает это сделать. Преподаватель загружает в программу тексты, студенты пишут к ним комментарии, после чего программа оценивает активность каждого студента и предоставляет преподавателю таблицы с результатами. Преподаватель сам может писать комментарии, смотреть, кто из студентов участвует в дискуссии, а кто отмалчивается, выделять наиболее активных и наиболее содержательных. Конечно, программа не может оценить качество комментариев, и эта часть работы остается за преподавателем.
Как отметил Вадим Радаев, теперь студентам деваться некуда — приходится открывать тексты до начала занятия, выделять фрагменты, формировать собственные высказывания, тренировать навыки академического письма. «Удается обеспечить вовлеченность даже тех студентов, которые не склонны к публичным выступлениям и на занятиях молчат».
Таким образом, благодаря цифровому инструменту у преподавателя появились новые возможности контроля, и семинары стали другими.
«При этом нагрузка преподавателя возрастает: я сижу по воскресеньям, комментирую по два текста на тему, это занимает время, но я доволен, чувствую, что есть содержательная отдача», — заключил Вадим Радаев.
Лайфхаки и инсайты
На семинаре были продемонстрированы лучшие практики преподавания онлайн от проекта «Консультанты по преподаванию в цифровой среде». Напомним, что этот проект стартовал в университете в мае 2021 года, и 25 преподавателей из всех четырех кампусов, прошедшие специальный отбор, стали помогать коллегам эффективно работать онлайн и использовать цифровые технологии.
В частности, Владимир Павлов, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, рассказал о результатах исследования по эффективному использованию видеокамер на онлайн-занятиях и дал коллегам набор рекомендаций. Как показал опрос преподавателей, почти все они считают необходимым, чтобы на таких занятиях студенты присутствовали с включенными камерами. Чтобы этого добиться, нужно создать на занятии комфортную обстановку, обсудить со студентами правила использования камер, научить их включать фон, с помощью слайда в начале занятия напоминать о необходимости включить камеру.
Наталья Шитова, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, рассказала о возможности MS Teams для поощрения студентов. По ее мнению, лайки, стикеры, эмодзи и благодарности в чатах являются «мягкой силой», которая действует на студентов лучше, чем критические замечания. Ставя лайк, преподаватель не тратит свою энергию, но в то же время подает сигнал, правильно ли действует студент и стоит ли ему двигаться в выбранном направлении. В онлайне не хватает эмоций, так что лайки позитивно сказываются на атмосфере и общей работе.
«Я запустила благодарность “За смелость”, — рассказала Наталья Шитова. — Ее получают те, кто всегда или чаще других включает камеру. В комментариях к этой благодарности многие сожалели, что не подключали камеры. Так с помощью ни к чему не обязывающего, не влияющего на оценку инструмента преподаватель может намекнуть, кто из студентов совершает верные или неверные действия».
Марина Плетнева, приглашенный преподаватель Школы иностранных языков ВШЭ, поделилась приемами и инструментами вовлечения студентов в онлайн-занятие. Например, начинать занятие надо на позитивной ноте, чтобы студентам было психологически комфортно; можно попросить их продемонстрировать свои личные фотографии, имеющие отношение к обсуждаемой теме, и это хороший инструмент улучшения мотивации и контакта с аудиторией. Еще один метод — поиск нужных предметов в своей комнате: если обсуждается тема дизайна, можно предложить за 30 секунд или за минуту найти предмет, имеющий отношение к классическому дизайну.
По оценке Оксаны Черненко, из всего океана инструментов, помогающих коллегам работать в цифровой среде, «через групповое взаимодействие преподавателей нужно выбирать то, что поможет достижению результатов в вашем конкретном курсе». Она напомнила, что проект ВШЭ «Консультанты по преподаванию в цифровой среде» продолжает свою работу и обратиться за поддержкой может каждый желающий. Также для всех преподавателей остается актуальным предложение присоединиться к пулу энтузиастов, которые, помимо учебной нагрузки, взяли на себя обязательство по консультированию коллег.
Своими впечатлениями по итогам семинара поделились его участники.
Лев Бардин, доцент департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права ВШЭ
Для обсуждения на Teachers’ Day 2021 была выбрана, безусловно, актуальная проблематика. Мероприятие получилось не дежурным, а доклады — конкретными и емкими. Среди выступающих хотелось бы отметить таких коллег, как Евгений Терентьев, Мария Лытаева, Андрей Дементьев, Александр Варнавский.
Практически все выступления дали хорошую информацию для размышлений, ее можно использовать в работе со студентами. Особое внимание было уделено цифровому этикету, и мне как члену рабочей группы, подготовившей Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», это направление исследований представляется наиболее востребованным.
Полагаю, обсуждения нужно продолжать. Отдельного внимания заслуживает сравнительный анализ достоинств и недостатков различных IT-программ и технологий. И было бы целесообразно сформировать сборник представленных докладов и презентаций: получится хорошее методическое пособие, к текстам которого можно регулярно обращаться.
Татьяна Анисовец, старший преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Teachers’ Day 2021 на Покровке показал, что проблемы, с которыми лично я сталкиваюсь в работе онлайн, возникают и у других преподавателей, даже у весьма известных и именитых. Преодолеть эти проблемы мы сможем сообща. Почти все участники семинара рассказывали о находках, позволяющих повысить качество обучения в дистанционном формате, с воодушевлением, так что все основания для оптимизма у нас есть.
Еще один вывод по итогам семинара: иногда онлайн дает больше возможностей, чем традиционные занятия в аудитории. Беседы в чатах, участие в опросах и другие формы действительно вовлекают студентов в учебный процесс. Из каждого выступления я узнавала о каких-то новинках. Например, точно хочу попробовать использовать платформу Perusall для работы с академическими текстами, о которой рассказал Вадим Валерьевич Радаев. Некоторые из предложенных инструментов я применять не готова, но, получив о них подробную информацию, понимаю, в каком направлении нужно двигаться.
Через полтора года после ухода от традиционной формы преподавания многие коллеги знают или хотя бы слышали о бесчисленном количестве платформ, позволяющих разнообразить серые будни общения онлайн. Накоплен опыт работы с разными средствами обучения, одно и то же занятие можно провести с помощью разных технологий. И сейчас, пожалуй, настало время выбирать. Как сказала Оксана Эдуардовна Черненко, мы ждем исследований, связанных с эффективностью использования тех или иных средств.
Мне понравился сам формат Teachers’ Day с его сменой тем обсуждения и форм представления материала (доклады об исследованиях, мастер-классы, дискуссии). И конечно, очень важной была возможность профессионального и личного общения, которую получили его участники.
Ольга Моляренко, доцент кафедры местного самоуправления факультета социальных наук ВШЭ
Тема, выбранная для Teachers’ Day 2021, обсуждалась в последние полтора года колоссальное количество раз. Несмотря на это семинар получился оригинальным, неформальным, наполненным живыми голосами и эмоциями коллег. Каждый из нас делился личным опытом, успехами и неудачами, и именно в таком виде представленный материал оказался невероятно актуальным.
На семинаре мы узнали о конкретных инструментальных решениях, которые можно использовать в дистанционном обучении. Были приведены примеры, когда те или иные решения и действия преподавателей приводили к повышению вовлеченности студентов, к улучшению усвоения материала и, наоборот, вызывали обратную реакцию, не срабатывали. А благодаря докладам об общем контексте изменений и отношении к ним в университетском сообществе мы могли соотнести свою позицию и мнения своих студентов с трендами в масштабах страны.
Сразу же после семинара я использовала на занятии опцию поощрения студентов «наградами» в MS Teams — о ней рассказывала Наталья Борисовна Шитова. Первое впечатление отличное, поощренные были счастливы. Обратила внимание и на многие другие находки, но их применение пока отложила, чтобы решить организационные вопросы и освоить функционал. Хотелось бы, например, прописать в программе учебной дисциплины необходимость включения студентами камер, попробовать платформу Perusall для наиболее важных текстов, повысить интерактивность за счет более современных инструментов совместной работы студентов.
В целом Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений. Планов много, хочется верить, что на их реализацию хватит сил. От души благодарю организаторов, докладчиков, а также коллег, поделившихся своим опытом в рамках обратной связи.
Вам также может быть интересно:
В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями
Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы
29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.
«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.
«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»
Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.
Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации
Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».
В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»
В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.
«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE
Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.
Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании
В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.
Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE
В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.