• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Меняющаяся Европа» в Москве

С 1 по 5 августа в Высшей школе экономики работала международная Летняя школа по изучению стран Восточной Европы. На этот раз участники школы обсудили влияние глобального экономического кризиса на политику и экономику стран Центральной и Восточной Европы.

Летняя школа «Changing Europe» («Меняющаяся Европа») проходит уже шестой раз. Инициатором ее проведения выступил Институт Восточной Европы Университета Бремена, но в работе всех школ в качестве экспертов и организаторов участвовали сотрудники НИУ ВШЭ. «Каждый год мы бываем в разных европейских городах, — рассказывает организатор школы с немецкой стороны Хайко Пляйнс, сотрудник Института Восточной Европы Университета Бремена (Германия). — Мы уже побывали в Берлине, Киеве, Праге, Варшаве. На этот раз — в Москве. Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев всегда был и участником и советником наших летних школ. Мы с ним обсуждали разные организационные и содержательные вопросы, и когда он предложил приехать в Москву, мы с радостью согласились».

Хайко Пляйнс
Хайко Пляйнс
Идея этого международного междисциплинарного форума для аспирантов в том, чтобы они, будучи экономистами, политологами, социологами, юристами, могли обсудить с коллегами результаты своих исследований, посмотреть на проблему с разных сторон, с позиций разных дисциплин.

Вторая важная задача Летней школы — помочь молодым исследователям интегрироваться в международное академическое сообщество, тем более что рабочим языком школы был английский. «Ведущие эксперты, профессора рассказывают слушателям, как опубликовать результаты исследований в реферируемых научных журналах, как подготовить заявку на международный грант. Например, профессор из Гарварда как эксперт объяснила, на что в первую очередь обращают внимание в заявках соискателей», — говорит Хайко Пляйнс.

В этом году участниками школы стали молодые исследователи из Литвы, Румынии, Украины, Германии, Италии, США и, конечно, России. Они представили результаты своей научной работы в соответствии с принятыми в международном академическом сообществе стандартами, а потом имели возможность услышать оценки экспертов и участвовать в обсуждении. По мнению Леонида Косалса, заместителя декана по научной работе факультета социологии НИУ ВШЭ (организатора школы с российской стороны), «такой формат школы позволяет каждому ее участнику не только получить оценку работы от коллег, представляющих разные научные направления, но и оценить как его работы и он сам смотрятся на фоне зарубежных сверстников, а также получить оценку от коллег старшего поколения».

Леонид Косалс
Леонид Косалс
В работе школы принимали участие в качестве дискуссантов и лекторов Дэвид Лэйн (Университет Кэмбриджа), Маргарита Балмаседа (Гарвардский университет / Университет Сетон Холл), Хайко Плейнс (Институт Восточной Европы), а также из НИУ ВШЭ: Ксения Гончар, Максим Никитин, Андрей Яковлев, Леонид Косалс. А открыл ее первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, который рассказал о развитии Вышки за последние годы и выступил с лекцией о роли государства в регулировании потребительского рынка в России.

В ходе школы не только обсуждались результаты диссертационных исследований, представляемые участниками в формате академического текста на английском языке, но и проводились занятия по использованию электронных ресурсов (их проводил Павел Арефьев, Электронная библиотека еLIBRARY.RU), выстраиванию международной академической карьеры, консультированию государственных органов власти. Опыт этой школы может быть полезен для развития недавно созданной в Вышке аспирантуры полного дня, прежде всего, для оценки результатов работы аспирантов.

Конечно, были и некоторые проблемы в организации школы, связанные в основном с несовпадением графика принятия решений о финансировании летних школ в Вышке и требований эффективной организации международной аспирантской школы, для чего необходимо заранее давать сообщение о наборе участников и проводить отбор кандидатов.

По итогам работы Летней школы будет издана книга с лучшими, прошедшими жесткий отбор, работами участников, которую опубликует немецкое академическое издательство «ibidem-Verlag» на английском языке.

Мнения участников Летней школы

 

Елена Даниленко, Харьковский национальный университет (Украина), старший преподаватель кафедры экономической теории:

Хотелось бы отметить хорошую организацию Летней школы. Но, разумеется, гораздо важнее содержательный аспект. Очень интересно, когда объявляется тема (в этот раз она была связана с глобальным экономическим кризисом), и она обсуждается с позиций разных наук. Полезно было получить рекомендации экспертов относительно своей работы, услышать новые идеи. Одно дело, когда просто работа обсуждается, и совсем другое, когда есть возможность побеседовать с дискуссантом, который работу внимательно прочитал.

Понравилась лекция об Интернет-ресурсах, о том, какие существуют базы данных по экономике, какова специфика представленной там информации. Многие базы данных хорошо известны, но далеко не все, к тому же у каждой из них своя специфика.

 Валерия Заозерная, Университет Бамберга (Германия), аспирант кафедры международного менеджмента:

Мне кажется особенно важным, что школа носила междисциплинарный характер. Взгляд представителей другого научного направления позволяет иначе взглянут на предмет своего исследования.

Было интересно получить информацию о грантах и стипендиях за рубежом, о том, как подавать документы, как понять идеологию грантодателя, какие нюансы при этом нужно учесть. У каждого грантодателя свои политические и научные представления, социальные факторы играют огромную роль. Тема исследования может быть интересной, актуальной, но она не получит поддержки, если неправильно составлена заявка, не учтены подтексты, интересы того или иного фонда.

 

Витаутас Куокштис, Институт международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (Литва):

Мое исследование, которое я представил на Летней школе, посвящено тому, как балтийские страны боролись с кризисом, какие решения принимали, что им удалось сделать, а что нет. Балтийские страны решили бороться с последствиями кризиса, не девальвируя свои валюты, и многие думали, что ничего из этой затеи не получится. В своей диссертации я рассматриваю политический и исторический контекст в балтийских странах, какие институты там существуют. Думаю, что есть факторы, которые способствовали успешному преодолению кризиса. Во-первых, это гибкость рынка труда. Плюс эти страны экспортируют несложные продукты — дерево, мебель, которые легче переориентировать на другие рынки в сложных условиях. И таких факторов много.

Летняя школа мне запомнится своей хорошей организацией. Я уже шесть-семь раз участвовал в подобных школах, и эта — одна из лучших. Запомнится она и людьми, с которыми здесь встретился, и возможностью высказаться самому, получить ценные замечания и советы. Участники школы работают над разными темами, подходят к решению проблем с точки зрения разных наук. Это помогает увидеть перспективу своего исследования, лучше понять проблему.


 

Ева Дабровска, Университет Эрфурта (Германия):

Я представила проект, связанный с развитием финансовых институтов в России. Меня особенно интересует, как экономические идеи воплощаются политиками, какие у политиков могут быть стимулы обращения к экономическим инструментам. Мне кажется, что это работа не столько экономическая, сколько социологическая и немного политологическая. Я училась экономике, социологии и истории, поэтому мне не просто отнести себя к какой-то определенной научной дисциплине.

На школе встретились очень интересные люди, не часто появляется возможность пообщаться с коллегами из Румынии или России. Конечно, полезным было общение с экспертами из Америки, Великобритании, которые уже давно работают в науке. Не ожидала, что такие известные люди приедут на эту школу.

Я получила много советов по содержанию своей диссертации, мне подсказали, что еще можно и нужно проанализировать, чтобы результаты были более весомыми.

 

Татьяна Костюченко, Киево-Могилянская академия (Украина), старший преподаватель кафедры социологии:

Иногда не знаешь, чем занимаются коллеги, с которыми живешь даже в одной стране и городе. Мы работаем в разных институтах, и школа позволяет познакомиться, обсудить что-то, установить контакты. А дальше могут быть совместные проекты и другое сотрудничество, в том числе совместные публикации.

Формат научной конференции не позволяет детально и пристально с помощью коллег рассмотреть свою тему, а на Летней школе это возможно. К тому же дискуссанты знакомились с участниками школы заранее и уже до презентации обсуждали какие-то вопросы.

Мы получили и очень полезную информацию о том, как опубликовать статью в международном журнале. У нас традиционно при подготовке диссертации есть ориентация на ваковские издания, в которых все организовано иначе: другая структура, специфика, технология рецензирования и прочее. Такая информация, безусловно, необходима молодым исследователям.

 

Надежда Колесник, Высшая школа экономики (Россия), стажер-исследователь научно-учебной лаборатории сетевых форм организации:

Это мой первый опыт участия в таком международном семинаре. Научная работа в мире организована иначе, чем в нашей стране. Поэтому было интересно узнать, как это происходит, как проводится исследование, как строится работа. Я получила советы по своему исследованию, особенно ценными оказались рекомендации Андрей Александровича Яковлева, и теперь я лучше понимаю, какой должна быть работа, ее структура.

За неделю работы школы появилось много новых контактов. В частности выяснилось, что с Татьяной Костюченко у нас близкие темы исследований. Возможно, будем в дальнейшем сотрудничать.

В этой школе все было удачно. Пожалуй, хотелось бы иметь аналогичную этой школу по менеджменту. Или хотя бы организовать постоянно действующий аспирантский семинар, чтобы обсуждать проблемы с коллегами, выслушивать мнения оппонентов. Семинар обязательно должен быть регулярным, как во многих университетах мира.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.